БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 10

Порядок стихословия великопостной редакции песней: а) в понедельник, среду, четверг, пятницу и субботу те песни, где есть трипеснец (в субботу – четверопеснец), стихословятся так же, как песни будничной редакции, а из тех песней, где нет трипеснца, с тропарями стихословятся только последние четыре (если соединяются службы двух святых, то 6) стиха (включая «Слава: И ныне:»), вторая песнь опускается полностью; б) во вторник песни стихословятся так же, но полностью пропевается вторая песнь (без присоединения тропарей), а ирмос, тропари и катавасия трипеснца поются сразу после неё (тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, Слава тебе»). Во все дни года, кроме двунадесятых праздников, их отданий, Лазаревой субботы, дней Страстной и Светлой седмиц, всех воскресений Пятидесятницы (кроме седьмого по Пасхе), Преполовения Пятидесятницы и его отдания, отдания Пасхи, праздников Обрезания Господня и Василия Великого (1 января) и Трёх святителей (30 января), девятая песнь является составной: вначале поется песнь Пресвятой Богородицы (шесть стихов) с припевом «Честнейшую херувим», а затем – песнь Захарии с ирмосом и тропарями канона. В указанные же дни песни Пресвятой Богородицы и Захарии опускаются, уступая место особым праздничным припевам; если эти дни попадут на воскресенье, то (кроме двунадесятых Господских праздников, Пасхи и воскресений периода Пятидесятницы) девятая песнь поётся как обычно, с «Честнейшая херувим» и библейскими стихами. Во время девятой песни совершается каждение храма; в те дни, когда песнь Пресвятой Богородицы поётся, она предваряется возгласом совершающего каждение диакона или священника: «Богородица и Матерь света песнями (или в песнях) возвеличим». Библейские песни должны сопровождать пение канона только на утрене (а также на полунощнице в пасхальную ночь), во всех других случаях (на повечерии, воскресной полунощнице, молебне, панихиде и проч.) вместо стихов библейских песен к тропарям канона припеваются по уставу молебные припевы. В современной практике многих православных храмов библейские песни на утрене обычно опускаются и стихословятся только в будние дни Великого поста, а в остальные дни заменяются молебными припевами; в некоторых местах библейские песни стихословятся и в другие дни года, но подвергаются сокращениям; ежедневное уставное стихословие библейских песен практикуется достаточно редко. В восьмой библейской песне вместо «Слава: И ныне:» последние два стиха звучат как: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Господа, И  ныне:», а после заключительного тропаря прибавляется: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поющее и превозносящее во веки веков». В отличие от остальных библейских песен эти слова, а также песнь Богородицы на практике сокращению никогда не подвергаются. Прокимны из библейских песен в современном православном богослужении восходят к лекционарной системе Константинополя. Прокимен из песни вавилонских отроков поётся в первую неделю (воскресенье) Великого поста (воспоминание победы над иконоборцами и память св. пророков), в седьмую неделю по Пасхе (память отцов первого Вселенского собора), в неделю после 11 октября (память отцов седьмого Вселенского собора), в неделю после 16 июля (память отцов первых шести Вселенских соборов), в недели праотцов и отцов перед Рождеством Христовым. Прокимен из песни Пресвятой Богородицы поётся на все Богородичные праздники, по средам во весь год (если не случится праздника или попразднства) и во вторник Светлой седмицы (в древности в Константинополе в этот день служили литургию в посвящённом Пресвятой Богородице Влахернском храме); аллилуиарий из этой песни – в среду Светлой седмицы (в древности в Константинополе в этот день служили литургию в посвящённом Пресвятой Богородице храме в Халкопратии).

 



 
PR-CY.ru