БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 5

В богослужении греческих церквей, определяющими для которого после VI в. в течение долгого времени были традиции Константинополя и Иерусалима, библейские песни употреблялись наравне с псалмами и подчинялись в общем тем же правилам псалмодии. Различались эти традиции, по крайней мере, с VI в. и до 1204 г., в частности, порядком служб суточного круга и связанной с ним организацией текста служебной Псалтири. Поэтому, хотя библейские песни широко использовались в суточном богослужении упомянутых церковных центров, исполнялись они неодинаково: в Константинополе библейские песни пелись в качестве изменяемых антифонов на утрене, а в Иерусалиме они служили неизменяемыми составными частями служб суточного круга. Кроме того, и в Иерусалиме, и в Константинополе песни Моисея из Исх., вавилонских отроков, а также Ионы традиционно продолжали входить в состав паремий на вечерне Великой субботы. Как и псалмы, библейские песни были включены в служебные Псалтири, Часословы, Антифонарии, которые засвидетельствованы в рукописях IX и последующих веков. Службы суточного круга в Константинополе совершались соответственно песненному последованию. Служебная Псалтирь включала 14 библейских песней Александрийского кодекса; рукописные Псалтири этого типа были распространены в Малой Азии и Европе. По сохранившимся отрывочным сведениям отдельных памятников исследователи реконструировали древнюю константинопольскую практику использования Псалтири. Она была разбита на 76 антифонов, пять из которых пелись ежедневно, а 71 был распределён по дням недели, и 12 библейских песней (те же, что и в Александрийском кодексе, кроме песней Захарии и Симеона), две из которых (песнь вавилонских отроков и великое славословие) пелись на утрене ежедневно, а остальные десять, сгруппированные в семь антифонов, – по субботам. Каждый антифон заканчивался словами «Слава: И ныне:», имел свой припев и исполнялся на два хора. Утреня состояла из трёх частей: происходившей в притворе, происходившей в храме и заключительной. Первая часть начиналась и заканчивалась своим неизменяемым антифоном (Пс. 3, 62, 133 в начале и песнь вавилонских отроков (Дан. (LXX) 3:57–88) в конце), между ними пелись антифоны, номера которых зависели от дня недели; после них и непосредственно перед песнью вавилонских отроков пелся «заключительный» антифон, после чего входили в храм. Антифоны пелись по стихам, к каждому прибавлялись припевы. По субботам шестью изменяемыми антифонами были библейские песни: Моисея из Исх., Моисея из Втор., Аввакума, Исаии и Ионы, Анны и Пресвятой Богородицы (этот антифон кроме суббот исполнялся также на Рождество Христово), Езекии и Манассии; заключительным – песнь Азарии и первая часть песни вавилонских отроков (Дан. (LXX) 3:26–45 и 52–56). Следующая часть утрени, происходившая в храме, состояла из трёх антифонов, третьим из которых было великое славословие, исполнявшееся без припевов, но заканчивавшееся Трисвятым. Другой основной формой использования псалмов в константинопольском богослужении (наряду с антифонами) были прокимны (певшиеся респонсорным способом).

 



 
PR-CY.ru