БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 6

Библейские песни тоже могли исполняться таким способом: по Типикону Великой церкви IX–X вв. прокимен из песни Моисея из Исх. пелся на литургии 7 августа (в память избавления от окруживших Константинополь врагов); из песни вавилонских отроков – в седьмую неделю (воскресенье) по Пасхе и в неделю перед Рождеством; из песни Пресвятой Богородицы – на Богородичные праздники и некоторые посвящённые Божьей Матери дни. В качестве стихов литургийного аллилуиария использовались стихи: из песни Пресвятой Богородицы – на некоторые посвящённые Божьей Матери дни; Захарии – на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) и на праздник Предтечи в Светлую субботу; Симеона – на Сретение Господне (2 февраля) и на память самого праведного Симеона (3 февраля). Иерусалимская Псалтирь организована совсем не так, как константинопольская. Она состоит из 60 статий (в современной практике обычно называются «Славами» по конечным словам статий «Слава: И Ныне:»), которые объединены в 20 кафизм, по три статии в каждой; библейские песни помещены в приложении. Псаломские стихи в иерусалимской Псалтири короче, чем в константинопольской (общее число стихов в первой – около 4800, во второй – немногим более 2500). Число библейских песней в палестинской традиции изначально было тем же, что и в александрийской и константинопольской,  – 14–15 песен, что можно видеть из глосс к Псалтири Исихия Иерусалимского; важным отличием ранних иерусалимских Псалтирей является использование версии Феодотиона (названной в рукописях, например, Псалтирях XI в., согласно святоградскому порядку) вместо версии LXX для песни вавилонских отроков. Однако уже к VII в. число песен было сокращено до девяти (десяти), хотя известны Псалтири палестинского происхождения X–XI вв. с 15 песнями. Скорее всего, сокращение числа библейских песней до девяти было сделано для того, чтобы превратить их набор в «21-ю кафизму» – три группы по три библейские песни соответствуют трём статиям по три псалма; в несторианской Церкви Востока, где Псалтирь также состоит из 20 частей, библейские песни прямо рассматриваются как 21-я часть. Чин богослужения с девятью библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения аввы Нила, которое приводится в так называемом «Повествовании отцов Иоанна и Софрония», сохранившемся в рукописях XII–XIV вв. и входящем в 23-ю главу «Толкований на молитву Господню» Никона Черногорца (XI в.). Согласно этому «Повествованию», после чтения из Апостола Нил и его гости, Иоанн и Софроний, «начали песни Моисеевы (тихо) нараспев без тропарей, и ни на третьей, ни на шестой не делали междопесния, (но) после «Отче наш» и «Господи, помилуй», и хвалитных без тропарей начали «Слава в вышних»»; далее в «Повествовании» упоминаются также песнь вавилонских отроков и песнь Пресвятой Богородицы перед чтением Евангелия. Как правило, в Иоанне и Софронии исследователи видят Иоанна Мосха и Софрония, будущего Иерусалимского святителя, а в Ниле – палестинского авву VII в. Однако это отождествление небезусловно; более того, порядок службы, описанный в «Повествовании», мог быть невольно изменён преподобным Никоном или переписчиком XII в.; поэтому, хотя «Повествование» служит важным источником по истории развития православного богослужения, само по себе оно ещё не доказывает факта существования в Палестине в VII в. набора из девяти библейских песней.

 



 
PR-CY.ru