Словарь по христианству Б БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ

БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ

БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ (песни Священного Писания, пророческие песни) – несколько вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из Ветхого Завета (из Исх., Втор., 1 Цар., Авв., Ис., Иона, Дан., иногда и из других книг, за исключением Пс.), из Евангелий, а также апокрифического и раннехристианского происхождения. Библейские песни используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтыри. Хотя полностью достоверных сведений об употреблении библейских песней в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах Ветхого Завета (см. 2 Макк. 7:6, Сир. (LXX) 44:5), а намёки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь пророка Аввакума (Авв. 3:2–19), которая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в еврейском тексте – «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в Септуагинте (LXX); в Псалтири встречается 39 раз) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т.е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар. 16:4, 7; 23:5, 40; 25). Некоторые косвенные сведения о богослужебном использовании библейских песней в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.), – здесь неоднократно упоминается «великая песнь» пророка Моисея из Втор. 32:1–43 и содержатся развёрнутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх. 15:1–19. Более поздние иудейские источники (Вавилонский Талмуд. Литература Агады) говорят о пении песни Моисея в храме, в том числе на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые десять стихов в одну субботу, а остальные в следующую). Судя по всему, исследователи делают вывод, что в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, библейские песни начали рассматриваться в межзаветную эпоху. Это нашло отражение в руководствах для переписчиков Священного Писания (так называемые правила для всех песен), которые сохранились в трактатах Вавилонского Талмуда, а в VIII–IX вв. были сведены воедино. Иудейская традиция насчитывает в Ветхом Завете десять песней (точнее – девять; десятая ещё не воспета): первая – песнь Адама, которую он воспел, «когда его грех был прощён, и наступил субботний день» (заглавие Пс. 91 «Песнь на день субботний» толкуется как «благодарение за установление субботнего дня покоя»); вторая – пророка Моисея из Исх. 15; третья – песнь вождей при выкапывании колодца (Числ. 21:17); четвёртая – предсмертная песнь Моисея из Втор.; пятая – песнь Иисуса Навина (Нав. 10:12); шестая – Деворы и Варака (Суд. 5); седьмая – пророка Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2:1–10); восьмая – царя Давида после избавления от всех врагов (2 Цар. 22); девятая – Песнь Песней Соломона, «лучшая из всех песен этого мира»; десятую воспоют, когда придёт Мессия (ср. Ис. 30:29). В мидраше II (?) в. перечень иной: первая песнь была воспета в ночь исхода из Египта (Ис. 30:29); седьмую – пел Давид (2 Цар. 22:1); восьмую – царь Соломон при освящении храма (Пс. 30 (29)1); девятую – царь Иосафат (2 Пар. 20:21); десятая – это «новая песнь» будущего века (Пс. 149:1 или Ис. 42:10; ср. с Откр. 5:9–10).

 



 
PR-CY.ru