БРАК - Страница 8

В 1092 г. император Алексей I Комнин распространил необходимость церковного благословения брака и на рабов и объявил венчание обязательным для вступающих в брак. Император Андроник II Палеолог (1282–1328 гг.) и Константинопольский патриарх Афанасий I (1289–1293; 1303–1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Таким образом, совершение христианского брака перешло на закате истории Византийской империи в исключительное ведение церкви. На основании законов императоров Льва VI Мудрого, Алексея I Комнина и Андроника II Палеолога заключение брака в Византии начиналось с заявления жениха и невесты или их родителей, которое они излагали своему епископу или его хартофилаксу (делопроизводителю). В случае имеющихся препятствий к браку у архиерея испрашивалось особое разрешение на брак. Просителям выдавалось предписание на имя приходского священника совершить брак при достоверном свидетельстве отсутствия препятствий к нему. Браку предшествовало обручение, воспринимавшееся как церковное благословение. До тех пор пока венчание не стало обязательным для всех христиан, церковное обручение, за которым могло следовать реальное начало брачных отношений, рассматривалось как действительное заключение брака. Тем не менее, уже во времена Иоанна Златоуста венчание признавалось основным чином церковного брака. Согласно 98-му правилу Трулльского собора, «подлежит вине прелюбодеяния» тот, кто берёт в брачное сожитие «жену, иному обручённую», при жизни её обручника. Из факта обручения церковь выводит такие же отношения свойства, как и из венчания. И это свойство могло послужить препятствием для заключения новых браков. Например, в случае смерти жениха или невесты оставшийся в живых из обручённых не мог вступать в брак с родственниками умершего обручённого до четвёртой степени родства включительно. Однако в гражданском законодательстве юридическое значение церковного благословения обручения было признано лишь при императоре Льве VI Мудром. В 74-й и 109-й новеллах он постановил, что обручение, благословлённое церковью, не может быть нарушено произвольно, а чтобы меньше оставалось поводов к нарушению брачного сговора, устанавливался тот же возрастной ценз для вступающих в него, что и для венчающихся: 12 лет для невесты и 14 – для жениха. Новеллами императора Алексея I Комнина, относящимися к 1084 и 1092 гг., подтверждалась нерасторжимость церковного обручения. Таким образом, обручение, благословляемое церковью, приравнивалось по своему значению к самому браку. Но гражданская форма заключения брачного сговора не отменялась указанными новеллами. Гражданское обручение было поставлено этими новеллами по значению и юридической силе на второе место после церковного обручения и названо «несовершенным обручением». Однако это не касалось имущественной стороны дела. Император Алексей I Комнин объявил неуместным выплату неустоек при разрыве обручения, заключённого церковным благословением, но сохранил её правомерность в случае разрыва гражданского брачного сговора. Канонические последствия церковного обручения были те же, что и церковного брака.

 



 
PR-CY.ru