БРАК - Страница 2

13-е правило Трулльского собора говорит о том, что брак «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Брак строится на чувстве удовлетворённой любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Брак первозданной четы, по воле Божьей, был моногамным («будут (два) одна плоть»; «двое, а не трое или четверо», ибо лишь в моногамном браке возможно полное проявление взаимной близости супругов. Брак есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь». Свободно принимая то, что дарует ему Бог, человек через таинство брака участвует в высокой реальности Святого Духа. Таинство открывает ему путь к спасению, к истинной жизни. Спаситель учит: брак свят, «ибо воля Божия есть освящение ваше». Брак нерасторжим, т.к. разрушение брака приводит к разрушению полноты человеческого естества. Иисус Христос говорит о нерасторжимости брака («что Бог сочетал, того человек да не разлучает» – Мф. 19:6; см. также: Мф. 5:32; 19:3–9; Лк. 16:18; 1 Кор. 7:10), делая оговорку: брак может быть прекращён только по вине прелюбодеяния одного из супругов («Кто разведётся с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует...» – Мф. 19:9) – и это ради сохранения чистоты и святости брака. По словам Тертуллиана, христианский брак – брак, скреплённый церковью, подтверждённый приношением, ознаменованный благословением, возвещаемый ангелами на небесах и полагаемый Богом действительным; те же, кто утверждают, «что Христос пришёл разлучить супругов и разрушить брачный союз, что с Его пришествием всякое супружество стало беззаконным», – еретики, они «полагают, что надо разлучать совокупившихся в единую плоть, и тем самым восстают против Бога, Который, извлекши из мужа вещество для создания жены, вселил в них желание соединиться браком». Апостол Павел, придавая браку значение таинства, уподобляет его тайне единства Христа и церкви. «Жёны, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22–25, 31–32). Учение апостола Павла о браке тесно связано с его учением о церкви. Христианские семьи апостол называет «домашними церквами» (Рим. 16:4; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 2). В соответствии с учением церкви христианский брак есть таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божьей благодати. «Хорошо жене – почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу – не бесчестить церковь в лице жены», – говорит Григорий Богослов. Брак, согласно Иоанну Златоусту, есть «таинственное изображение Церкви и Христа». Образ брака играет ключевую роль в Священном Писании. Отношения Бога и ветхозаветной церкви обычно изображаются в образах брака, Жениха и Невесты, Мужа и Жены (Ис. 49:18; 54:1–6; 61:10; 62:5; Иез. 16:8; Ос. 2:19; 3:1; и др.).

 



 
PR-CY.ru