БРАК - Страница 5

Католическая церковь, придавая большое значение соглашению, заключающемуся вступающими в брак, считает его главной целью деторождение: «Действительный брак между крещёными называется лишь одобренным, если он ещё не стал завершённым; одобренным и завершённым, если супруги по-человечески совершили между собой супружеский акт, предназначенный сам по себе к порождению потомства. К этому акту брак направляется по самой своей природе, а супруги благодаря ему становятся плотью единой». Католическая церковь различает двоякого рода супружество (matrimonium consummatum et non consummatum), брака, таким образом, устанавливается и фактически начинается плотской связью (copula carnale) – это отличается от православного взгляда на брак и противоречит практиковавшемуся в древней церкви «духовному Браку». Вместе с тем католическая церковь признаёт, что «бесплодие не препятствует браку и не отменяет его». «Одобренный и завершённый брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти», тогда как «незавершённый брак между крещёными или между крещёной и некрещёной сторонами может быть расторгнут Римским Понтификом при наличии уважительной причины по просьбе обеих сторон или одной стороны, даже если другая будет против». Грехопадение прародителей поколебало идеальные основания брака («и будут (два) одна плоть»), и у всех народов до пришествия в мир Христа Спасителя самый институт брака нёс в себе печать греховного повреждения. У ветхозаветных евреев религиозным основанием брака почиталась заповедь Божь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Чадородие рассматривалось как основная ценность брака. Поэтому допускался полигамный брак (Втор. 21:15; Суд. 8:30; 1 Цар. 1:2; и др.), при этом число жён ограничивалось только имущественным положением мужа. В полигамном браке состояли и св. праотцы: Авраам и Иаков, цари давид и Соломон. Законом Моисея не запрещалось и наложничество (Втор. 21:10–14; Суд. 19:2 и др.). Иисус Христос несовершенство ветхозаветного брака объяснял человеческой греховностью: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8). Тем не менее, закон Моисеев упорядочил брачные отношения. Он ограничил господство мужа над женой, указал почётное место женщине в семье, подобающее ей как матери: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12); «кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти. …Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15, 17). Закон установил порядок расторжения брака (Втор. 24:1–4). В отдельных случаях ограничена свобода развода: «Если кто возьмёт жену, и войдёт к ней, и возненавидит её, и будет возводить на неё порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «Я… не нашёл у неё девства», то отец отроковицы и мать её пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам... Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени… она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою» (Втор. 22:13–15, 18–19).

 



 
PR-CY.ru