БРАК - Страница 7

Признавая допустимость для своих чад вступать в брак по нормам римского права, церковь, с одной стороны, не находила в них прямого противоречия своему догматическому учению о браке, а с другой, считая эти нормы не выражающими полноты новозаветного учения о браке, настаивала на том, чтобы христиане, вступая в брак, сообразовывались с нормами христианской брачной этики. Далеко не все браки, легальные по нормам римского права, дозволялись христианам: например, недопустимым считался брак между близкими родственниками. Поскольку брачная жизнь христиан должна соответствовать христианским нравственным правилам, христианин должен вступать в брак не по страсти, а с мыслью о Боге, о его нравственном законе и во славу Его. Поэтому христиане, вступая в брак по гражданским законам Римской империи, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в церкви до заключения гражданского договора. Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу, епископу Смирнскому пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Браки, не объявленные церковной общине, по свидетельству Тертуллиана, приравнивались в церкви к блуду и прелюбодеянию; истинный брак, сообщал он, совершался перед лицом церкви, освящался молитвой и скреплялся евхаристией. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве юридический договор. Такой порядок оставался неизменным и в первое время после утверждения христианства в Римской империи. Законы первых христианских императоров, осуждая тайные, неоформленные браки, говорят лишь о гражданской юридической стороне брака, не упоминая о церковном браке. В 428 г. императоры Феодосий II и Валентиниан III подтвердили существовавшую норму римского права, согласно которой брак между свободными гражданами заключается путём выражения согласия жениха и невесты, удостоверяемого свидетелями. Император Юстиниан I Великий в своих новеллах определил: браки, не сопровождаемые никакими юридическими формальностями, дозволительны только лицам низшего сословия, лицам же средних классов предписывалось явиться к церковному нотариусу (экдику) и заявить перед ним о желании вступить в брак; лицам из сословия сенаторов указано было обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В «Эклоге» императоров Льва III и Константина V Копронима, изданной в 741 г., были повторены законы Юстиниана о браке с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать брак или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Церковь освящала брак своим благословением, но она признавала и действительность браков между христианами, заключённых без её благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что церковь хотя и не благословляла тогда повторные браки, но признавала их действительными. Приблизительно в 895 г. император Лев VI Мудрый в своей 89-й новелле предписал заключать брак только с церковного благословения, но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц.

 



 
PR-CY.ru