БРАК - Страница 4

Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3:1–4, 7). Главная цель брака не может находиться вне самого брака, поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия. В браке супруги возвышаются Богом на уровень вышеличного, надындивидуального бытия. Иоанн Златоуст говорит: «В браке души соединяются с Богом неизреченным неким союзом». Союз творится любовью: любовь Божья соединяет стороны в браке, брачующиеся соединяются любовью в Боге и через Бога. Согласно авве Фалассию, «Любовь, всецело к Богу устремлённая, соединяет любящих с Богом и друг с другом». Иоанн Златоуст считает: «Брачная любовь есть сильнейшая, тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает». Слово Божье требует от супругов, чтобы любовь их была подобна любви Христа к Своей Церкви, Который «предал Себя за неё, чтобы освятить её» (Еф. 5:25). Отсюда следует, что нравственное достоинство может быть признано за единственным, пожизненным браком. Второй и третий брак, допускаемые церковью для мирян, рассматриваются в качестве некоторого несовершенства в жизни христианина и благословляются ею по снисхождению к человеческой немощи и для ограждения от блуда. Апостол Павел, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном браке развод нехристианской стороне и запрещал его христианской, любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (1 Кор. 7:12–14). Взаимное восполнение в брачном союзе служит и вспомоществованию во спасении мужа и жены. Личность и свойства одного супруга восполняются личностью и свойствами другого и тем обусловливают гармоническое раскрытие их духовных сил и способностей. Следующая цель брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание, – рождение и воспитание детей. Согласно Григорию Богослову, «Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу». Но и брак, оставшийся без потомства, признаётся православной церковью законным. Ещё одна цель брака, о которой говорят Священное Писание и св. отцы, – предохранение от распутства и сохранение целомудрия. Апостол Павел учит (1 Кор. 7:2): «...Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Иоанн Златоуст говорит: «Брак установлен для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными».

 



 
PR-CY.ru