БРАК - Страница 3

В Новом Завете Христос говорит о Себе как о Женихе (Мф. 9:15; 22:2–14; 25:1–13; Лк. 12:35–36; Откр. 19:7–9; 21:2), Женихом называет Его Иоанн Креститель (Ин. 3629), церковь является по отношению к Нему в образе Его Невесты, Жены (2 Кор. 11:2; Еф. 5:25–32; Откр. 18:23; 19:7–8; 21:2, 9; 22:16–17); в притче Иисуса Христа Царство Небесное представляется как брачный пир (Мф. 22:2–14). В понимании Николая Кавасилы евхаристия – «это и есть знаменитый брачный пир, на который всесвятой Жених приводит Церковь, как невесту-деву». «Браком начинается история Церкви в раю, браком начинается и история Церкви новозаветной». Согласно Священному Преданию, брак совершался в церкви с самого её происхождения (Еф. 5:22–24; ср.: 1 Кор. 7:39 – «только во Господе). Совершителями чинопоследования таинства брака являются епископ или пресвитер. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей. О священническом благословении брака в древней церкви свидетельствуют Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Мефодий Патарский и другие отцы церкви. В католической церкви учение о седмеричном числе таинств, в которое входит брак, было принято Тридентским собором (1545–1563 гг.), который ссылался на постановления второго Лионского (1274 г.) и Флорентийского (1439 г.) соборов. В латинском обряде служителями таинства брака считаются сами брачующиеся, священник же или диакон выступают в роли «ассистирующих». Если не будет священника, то «ассистировать» может мирянин, делегированный епископом. В особых случаях (при угрозе смерти) брак может быть совершён лишь при свидетелях, такой брак считается действительным. Брак признаётся таинством и в нехалкидонских Восточных церквах. В протестантантских церквах имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но таинством оно не признаётся. Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения. 51-е Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин». Игнатий Богоносец говорит, что христианский брак совершается «во славу Божию». Климент Александрийский пишет: «Священ брак и, по заповедям Божественного Слова, совершен, если послушна брачная чета воле Божией». Иоанн Златоуст замечает: «...Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако через это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его». Религиозно-нравственное начало составляет основу христианского брака, ему подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический.

 



 
PR-CY.ru