БРАК - Страница 6

Развестись не мог и тот, кто подверг девицу насилию и потом обязан был взять её в жёны. По ветхозаветному законодательству, вступление в брак возможно лишь при наличии определённых условий, отсутствие которых составляет препятствие к браку. Препятствия к браку усматривались в состоянии женщины в ином браке (Ветхий Завет безусловно не допускал полиандрии), в физической неспособности к брачному сожительству, в родственных отношениях желающих вступить в брак. Безусловным препятствием к браку считались прямое родство – между предками и потомками – Втор. 22:30; 27:20), а также боковое родство во второй степени – между родными братом и сестрой (Лев. 20:17; Втор. 27:22), более отдалённое боковое родство (например, между двоюродными братом и сестрой и даже между родным дядей и племянницей) не составляло препятствия к браку. Своеобразным установлением Ветхого Завета был так называемый левират: брак невестки в случае бездетной кончины мужа с деверем, при этом первородный сын от такого брака признавался по закону сыном покойного мужа (Втор. 25:5, 6). Если деверь отказывался исполнить эту религиозно-нравственную обязанность, то вдова получала право вступить в новый брак с посторонним человеком, при этом совершался обряд «разувания», заключавшийся в том, что вдова в присутствии старейшин города снимала с деверя сапог и плевала ему в лицо, после чего такой деверь, не пожелавший восстановить семя брату своему, считался ошельмованным, и дом его назывался «домом разутого» (Втор. 25:7–10). Заключению брака у ветхозаветных евреев предшествовал брачный договор при свидетелях. Бракосочетание являлось семейным обрядом, в котором участие священников или левитов не было непременным условием действительности брака. Супружеская верность в Ветхом Завете безусловно предписывалась только жене, причём под угрозой смертной казни за прелюбодеяние как жены, нарушившей супружескую верность, так и мужчины, вступившего с ней в преступную связь: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею… да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10). Смертной казни через побивание камнями подвергались также кровосмесители, лица, предававшиеся противоестественным порокам, насильники, обручённые отроковицы, добровольно вступившие в связь с посторонними мужчинами, а также жёны, скрывшие от мужа утрату ими девства до замужества (Лев. 20:10–21; Втор. 22:20–27). В первые века н.э. христиане как римские граждане вступали в брак по гражданским законам Римской империи. Римское право условием действительности брака полагало взаимное согласие на него: «Не может быть совершен брак иначе, как по согласию всех, то есть тех, кто вступает в брак и в чьей власти они находятся». По форме это согласие могло быть устным, письменным (в виде договора) или выраженным совершившимся делом – переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал «сговор», или обручение. На нём родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размеры приданого, даваемого за невестой. Обручённая невеста в некоторых отношениях уравнивалась с женой. Жених мог принять на свой счёт нанесённую ей обиду и подать в суд на обидчика. Неверность невесты со времён императора Септимия Севера (193–211 гг.) приравнивалась к прелюбодеянию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 



 
PR-CY.ru