БОГ - Страница 2

Он даёт лишь начало истории мира, далее развивающегося по своим собственным законам, уже не зависящим от воли Бога. В любом случае можно говорить лишь об изменении представлений о Боге (богах). В истории религиоведения также есть немало теорий происхождения религий и представлений о Боге: аниматизма и анимизма,  фетишизма, «прамонотеизма» (первоначального монотеизма), различные концепции и школы, разработанные в XIX в. в научно-философской традиции эволюционизма (по мнению ряда исследователей, в настоящее время они во многом утратили свою научную ценность). Согласно эволюционистскому подходу (в основе которого лежит идея прогресса, характерная для европейской мысли XIX в.), в развитии сознания человека понятие Бога проходит стадии от представления о нерасчленённой, безличной духовной силе, или веры в личностные души, через политеизм к предельному сознательному абстрагированию в представлении о едином Боге. Сторонниками эволюционистского подхода были как атеисты, так и верующие учёные. Разница во взглядах заключалась в том, что атеисты ставили развитие религиозных представлений в непосредственную зависимость от изменения внешних (социально-экономических) факторов существования человека, подчеркивали социальную функцию религии и были убеждены в её отмирании по мере распространения естественнонаучных знаний. Однако для религии опасность представляют не атеисты, а люди, индифферентно к ней относящиеся, которым безразлично, есть ли Бог, или Его нет. Верующие учёные связывали развитие представлений о Боге с существованием объекта религиозного поклонения, которое является одним из фундаментальных потребностей человека. Признание Творца и опыта богообщения как объективных реальностей лежит в основе теистической школы в религиоведении, представителями которой были немецкий протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер (1768–1834 гг.), немецкий и английский филолог Фридрих Максимилиан Мюллер (1823–1900 гг.), религиовед и феноменолог Рудольф Отто (1869–1937 гг.) и др. Концепция «прамонотеизма» была разработана шотландским писателем, историком и этнографом Эндрю Лэнгом (1844–1912 гг.), а также венской школой этнологии во главе с католическим священником, австрийским этнографом и религиоведом Вильгельмом Шмидтом (1868–1954 гг.) как альтернатива эволюционистским религиоведческим теориям. Её сторонники стремились доказать присутствие в верованиях даже самых культурно отсталых народов древнего образа верховного небесного существа как свидетельства изначальной веры человечества в единого Бога. Несмотря на наличие сильных аргументов в её пользу, эта теория подвергалась и подвергается критике со стороны внехристианского религиоведения. Но и с точки зрения христианства концепция прамонотеизма, несмотря на всю её привлекательность, не может рассматриваться как единственная и нормативная; в строгом смысле, лишь «райский монотеизм» первозданных людей может быть назван «прамонотеизмом». В любом случае научным фактом остаётся то, что в архаических (в том числе и дописьменных) культурах обнаруживается представление о высшем существе космического масштаба, с которым связывается начало мира. Обоснование бытия Бога является одним из ключевых элементов христианской теологии. Оно строится либо на иррациональной, либо на рациональной основе. Иррациональный путь – путь веры, суть которого кратко выразил Тертуллиан («Верую, потому что абсурдно»). Более сложную форму принимают попытки рационально доказать существование Бога. Таких доказательств очень много. В христианской теологии (наряду с догматом) история является неотъемлемым измерением изложения церковной веры. Богословы подчёркивают: исключить историю – значит исключить реальность Боговоплощения, саму историческую реальность диалога Бога и человека. Согласно христианскому учению, за исторической динамикой Откровения Божьего виден единый спасительный замысел, который придаёт истории человечества, понимаемой церковью как история спасения, единство смысла и цели. Церковь верит, что человек изначально создан как существо, находящееся в общении с Богом, а знание Бога – фундаментально для человеческого естества. Христианство говорит, что Откровение не является чем-то особым по отношению к творению и Промыслу о нём, оно есть в самом широком смысле модус отношения Бога к миру.

 



 
PR-CY.ru