БОГ - Страница 5

Иные исследователи (например, немецкий протестантский богослов Эмиль Фельден Якоб; 1874–1959 гг.) считали, что эта точка зрения не согласуется с историческим процессом, полагая, что нет оснований говорить об изначальном монотеизме и даже монолатризме семитов (монолатризм не похож на классическое языческое многобожие, где все боги, входящие в пантеон, существуют как бы независимо друг от друга, хотя между ними сложилась определенная иерархия подчинения). Напротив, они настаивают на общей для всего западносемитского мира тенденции к «слиянию» языческих божеств. Среди западносемитских богов, характеризовавшихся своей привязанностью к месту (городу, дереву, горе, потоку), некоторые из-за их привилегированного положения превосходили иных, затмевали или даже совсем поглощали. Поскольку эти точки зрения остаются в рамках признания истинности и достоверности Откровения, они могут расходиться лишь в вопросе о времени утраты изначального почитания Истинного Бога. Первая относит его к более позднему времени, вторая – к более раннему; но и та и другая точки зрения – всего лишь исторические гипотезы. Исследователи полагают, что контакт праотцев с хананейской религией, в которой доминировал Эл, происходил в несколько стадий. Первый контакт имел место во времена патриархов, а после Исхода Израиля из египетского плена Бог открывает Своё истинное имя (Яхве) пророку Моисею. Притом, после поселения израильтян в Ханаане Он открывает Себя как Бог-ревнитель, Который не допускает того, что творение и поддержание жизни могли быть приписываемы каким-либо ханаанским «богам» – элам и ваалам. После преодоления опасностей паганизации религии Израиля («паганус» – «языческий»), вызываемых туземными культами элов и ваалов и утверждения Израиля в верности Истинному Богу, Яхве начинают именовать также и Элом, утверждая тем самым, что нет иного Бога, кроме Яхве. Он Себя именует и определяет произнесением имени «Элохим»:  «Я – Бог отца твоего» (Исх 3:6), «Бог отцов ваших» (Исх 3:15), «Бог ваш» (Исх 6:7), «Бог человеколюбивый и милостивый» (Исх 34:6), «Бог твой» (Ис 41:10; 43:3) или просто «Бог» (3 Цар 18:21, 36 сл.). Между именем Бога и именем Яхве устанавливается живое соотношение: чтобы стало возможным открыть Себя как Яхве, Бог Израиля говорит, что Он – Бог; но, открывая Себя как Яхве, Он говорит совершенно по-новому, Кто Бог и какова Его сущность. Имя Яхве было открыто сынам Израиля через Моисея, но существует ряд указаний на то, что это имя не было совершенно незнакомо Моисею. Впервые призвал имя Яхве Енох, сын Сифа (Быт 4:26), Ной, благословляя сыновей, называет Яхве Богом Симовым (Быт 9:26). Имя Яхве присутствует в имени Иуды, которое обозначает «Яхве ведёт», а также в имени матери Моисея Иохаведы (Исх 6:20; Числ 26:59). Исследователи предполагают, что Яхве был одним из богов, которым поклонялись еврейские племена до их окончательного поселения в Ханаане, и ссылаются на повествование книги «Исход», где говорится не об откровении совершенно нового имени Моисею, но об изъяснении глубокого и подлинного смысла имени, уже прежде ему знакомого. Если бы Моисей не знал раньше Бога (хотя и неясно, но вполне определённо), он не мог бы признать в Яхве Истинного Бога. То, что говорит Яхве Моисею, – не отказ. Он настаивает на том, что Он Тот, Кто Он есть, и Он истинно исполнит то, что Он говорит. Хотя Бог открывает Своё Имя Моисею (Исх 3:14), но и при этом тайна Его существа остаётся непроницаемой, поскольку Его ответ («Я есмь Сущий» или «Я есмь Тот, Кто Я есмь») исследователи готовы истолковать как свидетельство тайны. «Яхве» – это как бы отклик (Он – Сущий), повторяемый людьми в третьем лице, на откровение, выраженное Богом в первом лице о Самом Себе – «Я есмь». Это имя охватывает всё, и Бог Сам непрестанно разъясняет его в различных определениях Самого Себя. На Божье «Я есмь» человек отвечает «Он есть» или «Он даёт бытие». Имя Божье уже не есть только местоимение, которым человек обозначает своего Бога; ни существительное, которое помещает его среди других существ; ни прилагательное, определяющее его указанием на характерную черту. Оно воспринимается как глагол; оно – отклик на устах человека Слова, которым Бог определяет Себя. Это слово одновременно и отказ, и дар. Не идея вечности была первичной, когда израильтяне произносили имя Яхве, но экзистенциальная идея присутствия.



 
PR-CY.ru