БОГ - Страница 7

Человек ощущает своё ничтожество из-за откровения святости. Не только его тварность открыта ему (Быт 18:27; Иов 42:6), но он осознаёт, что он – творение, запятнанное грехом, и что его грех отделяет его от Бога, а это отделение может быть устранено лишь по инициативе Самого Бога (Ис 6). Первый результат проявления святости человеку, таким образом, сопровождается страхом. Осознавать святость Божью, что и есть в Ветхом Завете основной формой освящения, означает, прежде всего, испытывать священный страх перед Ним (Ис 8:13; 29:23). Святость Божья недоступна человеку, а для того чтобы он узнал её, надо, чтобы Бог «освятил Себя», т.е. показал Свою святость, проявив Свою славу. Творение, испытания, наказания и бедствия (Числ 20:1–13; Иез 38:21 и сл.), а также чудесная защита и нечаянные избавления открывают, что означает «Бог – свят» (Иез 28:25–26); сияние Его святости освящает Его народ (Исх 19:6). Существенный характер святости – это могущество и сила Бога, Который использует различные способы, чтобы Его замысел был реализован, и Его царство восторжествовало. Оттого имя Его свято (Пс 32:21; Ам 2:7; Лев 20:3); Святой – имя Его (Ис 57:15); Яхве клянется Своей святостью (Ам 4:2); «Я... – Святой» (Ос 11:9). Исследователи подчёркивают, что это убеждение отражается в самом языке Библии, в котором нет прилагательного «Божественный»: оно заменяется именами «Яхве» и «Святой» (Пс 70:22; Ис 5:24; Авв 3:3). Святость Яхве, проявленная сначала в величественных синайских теофаниях, т.е. явлениях Бога человеку (Исх 19:3–20), показывается как сила, одновременно ужасающая и таинственная, готовая уничтожить всё, что к ней приближается (1 Цар 6:19; 2 Цар 6:7–8), но готовая также и благословить тех, кто принимает ковчег Завета, где она обитает (2 Цар 6:10 и сл.). Эта сила проявляется также в любви и в прощении: «Не сделаю по ярости гнева Моего... ибо Я – Бог, а не человек; среди тебя – Святой» (Ос 11:9). В храме Яхве является пророку Исаие как бесконечно величественный Царь, как Творец, Чья слава наполняет всю землю. Ему подобает поклонение, совершать которое достойны только серафимы. Впрочем, даже и они недостаточно святы, чтобы видеть лицо Божье. Человек же «не может увидеть Бога и остаться в живых» (Ис 6:1–5; Исх 33:18–23). Тем не менее, этот неприступный Бог уничтожает расстояние, отделяющее Его от Его созданий. Он есть «Святой Израилев», радость, сила, поддержка и искупление народа, с которым Он соединён заветом-союзом (Ис 10:20; 17:7; 41:14–20). Доминирующий аспект святости проявляется, когда он относится к славе; святость Яхве зачастую является как слава. Исследователи говорят, что в еврейском языке слава означает не столько доброе имя, сколько подлинную ценность, как бы измеряемую весом; это то, что придаёт человеку вес. Каждый человек имеет собственную славу, а уважение, которое человек внушает, его слава, определяют его вес в жизни. В применении к Богу это имеет, скорее, отрицательный аспект – это мощь, которая всё превосходит. Иногда она связана с ужасающими природными явлениями (Пс 28), в то время как святость есть жизнеподательная сила. Слава есть проявление Божественного присутствия; святость же не только представляет себя, но и подаёт. Выражение «слава Яхве» означает Самого Бога в проявлении Его величия, могущества, сияния Его святости, действенной силы Его существа. Святость Яхве проявляется в богоявлении. В Ветхом Завете исследователи наблюдают два вида явлений святости Божьей: великие деяния Бога и Его явления людям. Бог являет Свою славу Своими дивными делами, Своим Судом, Своими «знамениями» (Числ 14:22). Таково, в первую очередь, чудо Чермного моря (Исх 14:18 и сл.), таково чудо с манной и перепелами: «Утром увидите славу Господню» (Исх 16:7). Слава Божья является синонимом спасения (Ис 35:1–4; 44:23; Ис 40:5; ср.: Лк 3:6). Бог Своей Славой спасает и возвышает Свой народ. Его слава есть Его сила на службе Его любви и Его верности: «Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей» (Пс 101:17; Иез 39:21–29). Дело творения также являет славу Божью: «Славы Господней (Яхве) полна вся земля» (Числ 14:21). Среди природных явлений гроза представляет собой одно из самых ярких проявлений славы (Пс 28:3–9; 96:1–6). Слава также есть ослепительное сияние Бога. «Покажи мне славу Твою» (Исх 33:18), – молит Моисей. На Синае слава Господня приняла облик пламени на вершине горы, подобного «огню поядающему» (Исх 24:15 и сл.; Втор 5:22 и сл.). Моисей, приблизившийся к Нему в облаке, возвратился, не зная, что «лицо его стало сиять лучами» (Исх 34:29). «...Сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей», – говорит апостол Павел (2 Кор 3:7).

 



 
PR-CY.ru