БОГ - Страница 4

Однако путь к спасению для человечества оказывается путём разделений и избраний. При этом Бог не пользуется людьми как бездушными и безвольными орудиями: Он сообразовывается с духовно-нравственным ростом избираемых Им людей, их свободой и готовностью к принятию Бога. Так, Бог избирает Авраама, вступает с ним в общение, отделяет его от родственной среды, испытывает его преданность, заключает с ним завет-союз, даёт обетование славного и многочисленного потомства. Данное Богом вместе с благословением новое имя его внуку Иакову – Израиль (Быт 32:27–28) – становится именем народа. Бог избирает Израиль, спасает его из египетского плена, вступает с ним в завет-союз и дарует ему Закон через Моисея, открывает ему Своё имя. Но вся история Израиля – это история отпадений от Бога, история неверности и покаяния, наказаний и Божьего милосердия, спасающего верных. Смысл и цель существования Израиля исполняется во Христе, ему даётся полнота Откровения, в свете которого объясняется всё то, что было Израилю открыто ранее, ибо «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1:17). Разрыва между Израилем и христианской церковью нет: Бог всегда оставлял Себе в Израиле «святой остаток» (шеар), которым ко времени прихода Спасителя явилось «малое стадо» (Лк 12:32), Его ученики и апостолы, составившие церковь Христову – Новый Израиль. Именно первохристианская община оказывается в подлинном смысле Израилем, унаследовавшим ветхозаветные обетования и Откровение, а также усвоившим новизну и полноту благодати и истины, данной Христом. Новый Завет не отменяет Откровения Ветхого Завета, но исполняет его, проливает на него свет, поскольку во Христе становится ясен смысл не только того, что было скрыто, но и того, что было открыто Израилю и являлось пророкам лишь гадательно: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр 1:1–2). Таким образом, Священное Писание Ветхого Завета даёт свидетельства Бога о Себе в Своём Откровении. Однако книги Священного Писания Ветхого Завета не представляют какого-то систематического трактата или учения о Боге. Ветхий Завет показывает живую духовную историю и опыт Израиля в его общении с Богом (а зачастую и противлении Ему). Ветхий Завет – историчен, в рамках этой живой истории очищалось представление о Боге благодаря как непосредственному Откровению Божьему, так и опыту жизни в соответствии с Законом. Израиль, свидетельствуя о своей вере, говорит о Яхве: «Бог живой» (1 Цар 17:26, 36; 4 Цар 19:16). Утверждение пророков «Жив Яхве» (Суд 8:19; 1 Цар 14:39, 45; 3 Цар 17:1) – всегда исповедание самоочевидной реальности действенного присутствия Яхве, Который «не утомляется и не изнемогает» (Ис 40:28), «не дремлет и не спит» (Пс 120:4) и вступается за Свой народ, как только ему кто-либо угрожает (1 Цар 17:26–53; 4 Цар 19:14–37; Ос 2:1; Дан 6:22). Присутствие Яхве не требует объяснений или доказательств, поскольку Бог для человека – такая же экзистенциальная и первичная реальность, как и сама его жизнь, источником которой является Бог. Выражение «жив Господь Бог» не есть описание одного из «свойств» Бога, а утверждение факта предстояния живой Личности. И когда Яхве требует от людей соблюдения верности Ему, Он говорит: «Живу Я!» (Иез 17:16, 19; 18:3). Израиль исторически возникает и формируется в контексте языковой, культурной, природной исторической близости западносемитских племён. Выражение идеи мощи, власти, включая идею первенства, превосходства, преимущества: горы Божьи (Пс 35:7), кедры Божьи (Пс 79:11), звёзды Божьи (Ис 14:13), ополчение Божье (1 Пар 12:22), Дух Божий (Быт 1:2) – это выражение идеи Божества. Всё, что мощно и исполнено власти и силы, – Божественно. Первейший опыт Божественного – опыт встречи человека с властью и мощью, от которой он в той или иной мере зависит. Слово «Эл» обозначает всякого бога, но одновременно с таким обобщённым использованием есть и использование его как собственного имени для верховного западносемитского божества. Существуют различные точки зрения об общесемитской религии до откровения Истинного Бога праотцам и Моисею. Такие учёные (сторонники «прамонотеизма»), как английский писатель, историк и этнограф Эндрю Лэнг (1844–1912 гг.), протестантский теолог, епископ Натан Сёдерблом (1866–1931 гг.), итальянский истории религии Рафаэле Петтаццони (1883–1959 гг.), католический священник Вильгельм Шмидт (1868–1954 гг.), германский историк и религиовед Гео Виденгрен (1907–1996 гг.), шведский протестантский библеист Иван Энгнелль (1906–1964 гг.), полагали, что все семитские племена изначально были монотеистами и лишь впоследствии уклонились в многобожие.

 



 
PR-CY.ru