БОГ - Страница 3

Божий замысел относительно мира заключался в приведении всего сотворённого в лице человека к единству блаженного общения с Собой. Однако на заре своей истории человек не выдержал испытания свободой и любовью, отверг Бога – источник, основу и цель своей жизни. Тем самым он не только повреждает первоначальное состояние своего естества и мира в целом, но и утрачивает конститутивное для себя общение с Богом и способность познавать Его. Но, отказавшись от источника жизни, человек обрекается на смерть. И хотя Бог не меняет Своего замысла относительно человека и мира в целом, но теперь помимо положительных черт человек приобретает и негативные черты, ведущие к необходимости наказания и очищения. Но человек, утративший возможность богообщения, не утрачивает стремления к нему, и даже в глубинах духовного помрачения может слышать голос совести и свободно выбирать между добром и злом. Однако в библейской легенде о грехопадении можно увидеть и другой аспект. Человек изначально создан не только для богообщения, богопочитания, но и для богоборчества. Создатель как бы заложил в человека потребность к свободе, к отрицанию своей зависимости от Бога, к утверждению своей воли. Человек от природы создан не только двойственным по своему телесному и духовному естеству, но и двойственным по отношению к Богу (богам), а религия всегда нуждалась в людях ущербных от осознания своего греха, своей вины перед Богом (богами), чтобы они ещё настойчивее искали Бога в себе. Этот поиск «утраченного» Бога и есть так называемая духовность. Тот, кто не терял Бога в себе, искать Его не будет. Но чем сильнее в душе человека ощущение своего непреодолимого богоборчества, тем нетерпимее он будет относиться к этому ощущению в других, и тем сильнее будет стремиться к богопочитанию, до фанатизма. Согласно христианскому учению, Бог наделил созданные им твари различнейшими дарами, дал разумным тварям наилучший и высочайший дар – свободу, способность самоопределения, в некотором смысле, способность духовного самосозидания. Свободное следование высочайшим стремлениям духа (к познанию истины, исполнению добра, установлению гармонии (царства мира) в мире) получает помощь только от Бога. Противление этим стремлениям есть отчуждение от истинно блаженной жизни; это – та тень зла, которая лежит на мире и которая сама в себе носит зародыш собственной гибели и смерти. Религия Откровения учит: Бог есть абсолютная свободная личность, бесконечная сила (самопричина и причина всего), совершенный разум и безграничная любовь. Богословы подчёркивают, что такого представления о Боге нет ни в одной из естественных религий: многообразие явления природы и стремление воображения к многообразию раздробило там образ единого Бога, олицетворяя каждый из Его атрибутов и противопоставляя как самостоятельны лица различные проявления Его божественной силы (благодетельные и карающие). Стремление к единству сливало эти образы божественных свойств между собой и с миром, и так называемый политеизм становился вместе с тем пантеизмом. Согласно христианскому учению, Бог – не только Творец мира, но и Владыка истории, Он ведёт Своим премудрым Промыслом человечество к появлению обетованного Спасителя, Который приходит на землю в полноту времён, восстанавливает падшее человечество и открывает ему путь к достижению той цели, ради которой создан, – к соединению и блаженному общению с Богом. Согласно христианству, в человечестве после грехопадения проявляются две тенденции: прогрессирует грех, и возрастает стремление к спасению и богообщению; причём первая тенденция проявляется гораздо сильнее. Поэтому человечество, обратившееся в изначальном грехе от Бога к твари, переносит на неё своё религиозное почитание, обожествляет различные её проявления, в особенности связанные с катастрофическими природными явлениями и задачами воспроизводства и поддержания жизни. Поэтому язычество пропитано жестокостью, эгоизмом и магически-потребительским отношением к объектам культа. Правда, и в христианском богопочитании можно увидеть это потребительски-утилитарное отношение к Богу: ожидание милости, спасения, исцеления и пр. через молитвы, соблюдение обрядов и таинств, через стремление к праведному образу жизни. Путь к ведению Бога, согласно христианскому учению, связан в истории человечества с диалектикой Откровения: открывающий Себя в истории Бог взаимодействует с теми, кто способны к принятию Откровения, и в ту меру, в какую они способны его принять.

 



 
PR-CY.ru