БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля - Страница 16

Особую ценность представляют праздничные пелены к иконам местного ряда с изображением Голгофского креста, выложенного серебряными золочёными дробницами, с резными и черневыми образами святых и праздников, облачения, главным образом, XVIII в. Частично сохранился комплекс светильников XVII–XIX вв. Уникальными произведениями русского искусства XVI в. являются западные и северные двери собора. Они выполнены в древней технике «золотой наводки», продолжая, таким образом, ряд памятников домонгольского (врата Рождественского собора в Суздале) и новгородского искусства XIV в. (Васильевские врата, 1336 г.). Программа их изображений теснейшим образом связана с системой убранства собора и его значением. Сохранились предметы церковного убора из придельных церквей Благовещенского собора. Иконостасы приделов были выполнены, вероятно, вскоре после их возведения в 1560 гг. Их убранство, состоящее из серебряных золочёных басменных окладов, а также из серебряных окладов с эмалевым узором по скани, представляет особый интерес как уникальное убранство русского высокого иконостаса, сохранившееся почти полностью. Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 г. при артиллерийском обстреле Кремля (снарядом было разрушено его крыльцо). А после переезда правительства большевиков в Москву в марте 1918 г. собор был закрыт, как и сам Кремль. Ныне Благовещенский собор действует как музей, богослужения в нём совершаются лишь несколько раз в году по великим праздникам Патриархом Московским и всея Руси. В 1989 г. было отмечено 50-летие основания в Кремле Благовещенского собора. По-видимому, до последней четверти XV в. Благовещенская церковь являлась исключительно домашним великокняжеским богомольем, о чём свидетельствуют скромные размеры первых двух каменных храмов. К 1498 г. относится самое раннее описание участия собора и соборных клириков в мероприятии государственного значения – чине поставления на великое княжение внука Ивана III – Дмитрия Иоанновича: протопоп Благовещенского собора благословил Дмитрия крестом, при выходе на площадь князь был трижды осыпан золотыми и серебряными монетами. Начиная с XVI в. обязательной частью коронационных торжеств было посещение монархом после венчания Благовещенского собора, где государя встречал его духовник с крестом и святой водой. Сведения о неофициальных посещениях великими князьями, царями и их родственниками богослужения в Благовещенском соборе крайне редкие. Большей частью и порой достаточно подробно описываются относящиеся преимущественно к XVII в. парадные выходы царей в собор. В день новолетия, праздновавшегося 1 сентября на Соборной площади Кремля, царь в сопровождении бояр шествовал из дворца по паперти в собор, где ожидал выхода патриарха. После окончания молебна на площади, приложившись к кресту и получив благословение патриарха, царь нередко вновь заходил в собор, слушал литургию. В Неделю сыропустную, обыкновенно после вечерни, царь шествовал в Успенский собор, Вознесенский монастырь, а оттуда в Архангельский и Благовещенский соборы, в которых «прощался» у святых мощей и гробов прародителей. С особой торжественностью богослужение в Благовещенском соборе совершалось в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Литургию, а иногда и всенощное бдение служил патриарх в присутствии царя. В честь праздника цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович устраивали пиры, на которые приглашали патриарха, высшее духовенство, бояр. В этот день в царских хоромах кормили нищих. В первый день Пасхи царь слушал заутреню обычно в Успенском соборе, потом шёл в Архангельский, затем в Благовещенский собор, прикладывался к иконам и мощам, христосовался с духовником в уста, а ключаря и всех клириков жаловал к руке и раздавал пасхальные яйца. Царь Михаил Фёдорович также посещал Благовещенский собор в день Св. Троицы: слушал литургию, вечерню и «лежал на листе» (коленопреклонённо молился на цветах и листьях, предварительно окроплённых розовой водой). При последующих царях выходов на Троицу в Благовещенский собор уже не было, тем не менее, ежегодно вплоть до восшествия на престол императрицы Екатерины II в собор приносились для украшения деревья и цветы из дворцовых садов. Выходы царя Михаила Фёдоровича в Благовещенский собор совершались в день его именин – на празднование памяти преподобного Михаила Малеина, когда литургия служилась в приделе, посвящённом этому святому, а также в дни именин царицы и детей.

 



 
PR-CY.ru