БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля - Страница 15

Из двух сохранившихся дискосов Благовещенского собора один, вложенный протоиереем Ф.Я. Дубянским, духовником императриц Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.) и Екатерины II (1762–1796 гг.), составляет с австрийским потиром единый литургический прибор. Среди дошедших до настоящего времени звездиц особую ценность представляет золотая XVII в., украшенная живописной эмалью. Из сохранившихся серебряных литургических «блюд» и «блюдец», упоминаемых описью 1680 г., самым ранним является блюдо с резным изображением Богородицы «Знамение» и надписью на обороте: «Князь великий» (XVI в.). В XVII в. на жертвеннике находились две круглые двустворчатые панагии. Первая – серебряная, с изображением Господа Вседержителя и евангелистов, одна из трёх сохранившихся русских панагий этого типа, выполненная, вероятно, в Москве в первой половине XV в. Вторая, возможно, была выполнена также в Москве, в придворных мастерских во второй половине XVI в., и представляет собой перламутровую раковину в сканной оправе с резными изображениями. Согласно соборным описям, серебряная панагия использовалась в чине возношения панагии при царском дворе, перламутровая – в обряде поминовения. Вместе с этими сосудами хранилась единственная в соборе серебряная водосвятная чаша, вложенная царём Михаилом Фёдоровичем в 1629 г., а также ковш, пожалованный царём Фёдором Алексеевичем в 1677 г., и два кадила. Древнейшее кадило в форме кубического храма с куполом было выполнено, вероятно, в конце XV – начале XVI в.; редкий образец кадил этого типа, получивший особое распространение в Москве с первой четверти XV в. Частью убранства Благовещенского собора являлось собрание вселенских и русских святынь и мощей, крупнейшее в России, уподоблявшее дворцовый храм московских государей церквам Большого дворца византийских императоров в Константинополе. В 1680 г. оно находилось в алтаре, в деревянном «поставе». Описание этого обширного собрания начиналось с двух наиболее значительных реликвариев – с так называемого ковчега князя Ивана Хворостинина и ковчега 1383 г. Этот комплекс включал 8 золотых и 22 серебряных креста-мощевика, 11 золотых панагий с мощами и 34 серебряные, многие из которых сохранились, в их числе – икона-мощевик XII в. с изображением «Сошествия во ад» в технике перегородчатой эмали; иконы XI–XII вв. с образом Спаса, резные по яшме и лазуриту; икона с резным по лазуриту образом тронной Богородицы с Младенцем, которая принадлежала Новгородскому архиепископу Евфимию II (1429–1458 гг.), а позже была преподнесена великому князю Ивану III; резные по стеатиту иконы четырёх праздников и св. Иоанна Предтечи. Большую часть этого комплекса составляют кресты и наперсные иконы русской работы XII–XVII вв. Особый интерес представляет группа серебряных с резными и черневыми изображениями крестов XV–XVI вв. и вложенные в них меднолитые кресты-энколпионы киевского типа. Собрание миниатюрных икон и реликвариев чрезвычайно разнообразно по типу предметов, их происхождению (изготовлены в различных русских центрах, таких, как Новгород, Тверь, Нижний Новгород), по технике исполнения (литьё, резьба по металлу, дереву, кости и камню). Среди этих памятников – ряд редких датированных произведений, шедевров древнерусского искусства (серебряный складень мастера Лукиана 1412 г., ковчег-мощевик нижегородской княгини Марии 1410 г., складень-мощевик князя Константина (Дмитриевича?) с древним образом вмч. Георгия, поражающего змия, сохранившимся в казне московских князей, кипарисовый складень-мощевик с резным образом «Похвала Богородицы», XV в.). Основную часть обширного комплекса реликвариев составляли уникальные серебряные золочёные ковчеги в виде саркофагов с выдвижными крышками, на которых помещены чеканные образы святых, чьи мощи в них хранятся. Создание этих ковчегов было начато при царе Борисе Годунове и его сыне Фёдоре Борисовиче и продолжено при воцарении династии Романовых. Современные исследователи связывают это деяние конца XVI в. с грандиозными замыслами создания в Кремле храма Святая Святых. Опись 1680 г. перечисляет 35 подобных ковчегов. В настоящее время 28 ковчегов 1598–1633 гг. хранятся в бронзовой раке, специально изготовленной для них на московской фирме Постникова в 1894 г. Тканевое убранство Благовещенского собора сохранилось не полностью и до настоящего времени дошло со значительными переделками.

 



 
PR-CY.ru