БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля - Страница 13

О церковном убранстве Благовещенского собора в ранний период исследователи судят по немногим письменным источникам и сохранившимся предметам XI–XVI вв. Описи собора (с 1680 по 1924 гг.) позволяют им проследить развитие его убранства с XVII в. до начала XX в. Все иконы в иконостасе Благовещенского собора к 1680 г. были в окладах. Особо драгоценные, золотые оклады искусной работы украшали наиболее чтимые иконы местного ряда, прежде всего, чудотворную Донскую икону Божией Матери. Иконы верхних четырёх чинов иконостаса были заключены в серебряные оклады, отделанные сканью и эмалью. Тябла иконостаса покрывала серебряная басма, «золочёная через звено». Разнообразием золотых и серебряных окладов выделялся ряд пядничных икон, поставленных «у Деисуса на нижнем тябле». От их убора сохранились отдельные серьги и рясны XV–XVII вв. Единственной иконой этого ряда, дошедшей до настоящего времени в первоначальном окладе, является византийская икона «Богоматерь Одигитрия» XIV в. С нашествием наполеоновских войск и оккупацией Кремля в 1812 г. связана пропажа царских врат. Серебряные позолоченные чеканные врата с образами Благовещения и четырёх евангелистов, находящиеся сейчас в соборе, появились в 1818 г. В 1838 г. к ним были добавлены созданные вновь серебряные столбики, сень и медная коруна. Эти царские врата вошли в состав нового иконостаса из золочёной бронзы с эмалью, исполненного в 1894–1896 гг. на фирме Хлебникова в Москве и украшающего собор поныне. В иконостас были включены также другие части предшествующего убранства: рама Донской иконы Богоматери конца XVIII – начала XIX в., медные посеребрённые литые кронштейны и латунное навершие царских врат середины XIX в. В убранство храма в XVII в. входили драгоценные оклады аналойных икон, в том числе особо чтимых Барловской и Боголюбской икон Богородицы (не сохранились). Золотой оклад первой из них (конец XIV – начало XV в.) и отдельные фрагменты убора второй (датируются разными исследователями от XIII до начала XV в.) уцелели и хранятся в Оружейной палате. Утрачено «царское место», выполненное из дерева и увенчанное шатром с медным литым золочёным двуглавым орлом наверху. Оно находилось на восточной стороне юго-западного столпа собора. О том, каким было «царское место», исследователи судят по описям собора и по картине Степана Михайловича Шухвостова (1820–1860-х гг.) «Обедня в Московском Благовещенском соборе» (1857 г., ГТГ). В XVII в. все богослужебные предметы, значительное собрание святынь, а также большое число священнических облачений хранились в алтаре, позже – в ризнице. На главном престоле в XVII в. находились четыре напрестольных Евангелия. Самое раннее сохранившееся – рукописное Евангелие в серебряном окладе 1568 г., вклад царя Ивана IV Грозного. Композиция оклада восходит к убору Евангелия 1392 г. из Троице-Сергиевого монастыря. Особо искусной работой и изысканным золотым с крупными камнями окладом выделялось Четвероевангелие, вложенное в собор в 1571 г. царём Иваном IV Грозным (позже использовалось в богослужении на престольный праздник Благовещения и при архиерейском служении). К началу XX в. в соборе насчитывалось 20 напрестольных Евангелий в драгоценных окладах, из которых до настоящего времени сохранилось около половины. Большая их часть была выполнена в придворных мастерских Московского Кремля в XVII в. Три воздвизальных креста, отмеченных описью 1680 г. в основном алтаре, также лежали на престоле. Первым назван древнейший крест 1552–1553 гг. новгородской работы в серебряном сканом уборе с драгоценными и цветными камнями и жемчугом. Согласно надписи на кресте, он был вложен в Николо-Вяжищский монастырь под Новгородом. По преданию, крест был привезён в Москву царём Михаилом Фёдоровичем в 1613 г., в год венчания на царство (позже употреблялся за богослужением на Крестопоклонной неделе и в день Воздвижения Креста, а также за архиерейским богослужением). В 1699 г. «состроился... тщанием… ключаря Иоанна», как сказано в надписи на кресте, серебряный золочёный шестиконечный напрестольный крест с эмалевыми изображениями и алмазами (позже использовался на Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Благовещение, а также за архиерейским богослужением).

 



 
PR-CY.ru