БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля - Страница 12

Пядничный ряд первоначально состоял в основном из Богородичных образов, из которых сохранились две греческие иконы XIV в. «Одигитрия», одна в первоначальном серебряном окладе (ныне в Оружейной палате), иконы XVI–XVII вв. «Млекопитательница», «Тихвинская», «Пименовская», «Смоленская», «Яхромская», «Владимирская» (ныне в экспозиции на западной паперти), и др. Современный пядничный ряд появился в иконостасе в начале XVIII в. Он состоял из 30 небольших (27х25 см) двусторонних минейных икон, написанных на загрунтованном холсте. В 1812 г. большая часть их была похищена (к 1818 г. художник Д.Г. Шумилов заново написал 27 двусторонних образов). В левой половине ряда стоят Минеи (на каждый месяц), в правой – изображения отдельных праздников. В XVII в. иконостас завершался деревянными резными херувимами, через одного золочёными и посеребренными. С середины XVIII в., согласно описям, иконостас венчали три большие восьмиугольные иконы в трёх алтарных пролётах (не сохранились): «Господь Саваоф» (в центре), «Христос Спаситель» и «Св. Иоанн Предтеча». Ныне существующее завершение иконостаса – результат переустройства 1896 г. На аналоях перед иконостасом также находились иконы «Богоматерь Барловская» в золотом окладе (сохранилась) и «Богоматерь Боголюбская» (не сохранилась) в золотом окладе (сохранились некоторые детали), «Благовещение» в серебряном золоченом окладе (в собрании музея исследователями не выявлена). В алтаре за престолом располагались двусторонние выносные иконы в киотах и драгоценных окладах «Богоматерь Пименовская с Благовещением на обороте» в серебряном золочёном окладе (последняя четверть XIV в.; перенесена в Благовещенский собор в середине XVI в.), «Богоматерь Одигитрия со Спасом Нерукотворным на обороте» (время создания неизвестно; не сохранилась), «София Премудрость Божия» (XV в.), возможно, работы тверских мастеров, с «Распятием» (XIX в.) на обороте. Часть икон богатого собрания Благовещенского собора хранилась на тябле за иконостасом, иконы в киотах располагались вокруг столпов, например, «Распятие со Страстями Господними на полях» (XVI в.). В приделах собора также существовало иконное убранство, созданное к моменту их возведения. Иконы самого древнего придела (свт. Василия Кесарийского), судя по документам, после упразднения придела были разрознены. Исследователям известно (по описи 1680–1681 гг.), что часть икон находилась в юго-восточном верхнем приделе вмч. Георгия. В 1613–1614 гг. из Приказа Большой казны в верхние приделы (Собор архангела Гавриила, Собор Богоматери и Вход Господень в Иерусалим) были выданы иконостасы вместе с церковной утварью. Эти иконостасы упомянуты в описях конца XVII в. и сохранились до настоящего времени. Все иконостасы трёхъярусные и построены по единому принципу: в центре местного ряда – царские врата с сенью и столбиками, дверь с образом Благоразумного разбойника ведёт в жертвенник. Справа от царских врат располагались храмовые местные образы. Особенностью придельных иконостасов является написание на одной доске образов деисусного и праздничного рядов. Пророческий ряд сохранился только в приделе архангела Гавриила, что соответствует описи 1680–1681 гг. В состав придельных иконостасов могли входить иконы XV в. (например, «Рождество Христово» из придела Собора Богоматери) и начала XVII в. (например, «Сорок севастийских мучеников» из придела Входа Господня в Иерусалим). В приделе Александра Невского сохранился иконостас, в состав которого входят образы святых, соимённые членам семьи императора Александра I Павловича (1801–1825 гг.). Интерес к чудотворным образам Благовещенского собора начал проявляться уже на рубеже XVII–XVIII вв., сведения о них содержатся, в частности, в рукописном сборнике, составленном сторожем Благовещенского собора С. Моховиковым в 1714–1716 гг. В настоящее время иконное убранство Благовещенского собора служит ценным источником информации для историков средневекового искусства и культуры. Сохранилось около 700 памятников XI – конца XIX в., происходящих из Благовещенского собора. Менее трети от этого числа составляют иконы, большую часть – богослужебные предметы: церковная утварь, многочисленные панагии, напёрсные кресты, предметы личного благочестия, принадлежавшие московским великим князьям, русским царям и членам их фамилий. Около 60 единиц – различные архитектурные детали. В настоящее время меньшая часть этих памятников находится в соборе, большая – в Оружейной палате.

 



 
PR-CY.ru