БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля - Страница 14

Со второй половины XVIII в. среди напрестольных крестов, по описи, исследователям известен «Крест Господень золотой… в нем Животворящее Древо… Дан вкладу после Государя царевича Алексея Петровича» (позже использовался в чине водоосвящения, а также омовения мощей на Страстной неделе). Единственный предмет в фондах музеев Московского Кремля, к которому исследователи относят данные описей об этом кресте, – реликварий, но его атрибуция у них пока вызывает затруднения. Возможно, он возник в более позднее время (XIX в.?), и его формы повторяют несохранившийся крест. На протяжении XVII–XX вв. в соборе количество драгоценных напрестольных крестов росло, менялся их состав. К 1916 г. в соборной ризнице находилось 15 напрестольных крестов, более половины из них сохранились до настоящего времени. Значительную их часть составляют серебряные чеканные кресты-мощевики, исполненные в середине XVII в. при царе Алексее Михайловиче. За престолом, согласно описям, с 1680 по 1916 г. находились два выносных креста. Восьмиконечные кресты в серебряных басменных окладах являются единственной сохранившейся парой драгоценных выносных русских крестов середины XVI в. Они украшены лицевыми изображениями, выполненными в технике серебряного литья, а также драгоценными камнями и цветными стёклами. Высокий художественный уровень и виртуозность их исполнения указывают на работу придворных мастеров, смысловая продуманность программы – на её составление учёными книжниками. Серебряный золочёный оклад запрестольной Пименовской иконы Божией Матери (XIV в.) с Благовещением на обороте (XVI в.) и дароносный ковчег (1670 г.) с резными изображениями, которые близки лицевым изображениям «царского места», сохранились частично. К числу наиболее известных святынь, находившихся в ризнице Благовещенского собора, принадлежат серебряный ковчег в форме квадрифолия, заключающий реликвии Страстей Христовых и мощи многих святых, исполненный в 1383 г. повелением архиепископа Дионисия Суздальского; крест с частью Животворящего Древа и камнем от Гроба Господня, изготовленный в 1621 г. (известен как «ковчег князя Ивана Хворостинина»). Ковчег Дионисия Суздальского был обретён в Суздале в 1401 г., принесён в Москву и стал святыней Московского государства. Ковчег князя Ивана Хворостинина, вставленный в кипарисную доску и киот, по принципу древних византийских ставротек, также получил статус государственной святыни и, возможно, использовался в чине венчания на царство. В XVII в. этот ковчег под названием «крест» упоминался первым в списке крестов и рак, использовавшихся в чине омовения мощей и водосвятия в Великую пятницу. Позднее его место занимает ковчег с мощами преподобной Параскевы-Петки Сербской и мученицы Гликерии, который выносили на поклонение в дни их памяти (14 и 22 октября). В XVII в. убор главного престола дополняли пелены, восходящие к драгоценным византийским антепендиумам, расшитые жемчугом, драгоценными цветными камнями, серебряными дробницами с черневыми и резными изображениями праздников и святых. Особый интерес у исследователей представляет пелена середины XVI в. с серебряными золочёными дробницами с чернью, на которых проиллюстрировано сказание о Лиддской иконе Божией Матери. В XVIII в. убор престола был дополнен серебряной золочёной дарохранительницей в форме голубя – символа Св. Духа. Подобный элемент утвари, известный с глубокой древности, в России появился в XVII в. Сохранилось несколько памятников, среди которых дарохранительница из Благовещенского собора наиболее замечательна. Почти полностью сохранились драгоценные богослужебные сосуды, находившиеся в 1680 г. на жертвеннике. Особую ценность представляет потир, выполненный новгородским мастером в 1329 г. по повелению Новгородского архиепископа Моисея. Это самый ранний из литургических сосудов с каменными чашами, повторяющих византийский прототип (из сохранившихся на Руси). Золотой потир конца XVI в. с черневыми изображениями на протяжении всей истории храма был единственной золотой причастной чашей. В середине XVIII в. группу серебряных чаш для причастия дополнил австрийский сосуд, выполненный в 1729 г. в Граце и украшенный расписными эмалями и драгоценными камнями.

 



 
PR-CY.ru