Словарь по христианству Б БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля – один из древних памятников Московского Кремля, домовый храм русских великих князей и царей в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расположен в юго-западной части Соборной площади рядом с Большим  Кремлёвским дворцом. В XVI в. назывался «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в. – «что у государя во дворце». Считается, что первый, деревянный, собор был основан в 1397 г. как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при Кремлёвском дворце, при великом князе Василии I (1389–1425 гг.), сыне Дмитрия Ивановича «Донского» (1368–1389 гг.). Тем не менее, время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле исследователям неизвестно. Принятая в старой литературе дата (1291 г.) основана на легендарных сведениях сочинения диакона Афанасьевского монастыря на Мологе Т. Каменевича-Рвовского конца XVII в. «Книга о древностях Российского государства», подвергнутого резкой критике ещё историком Н.М. Карамзиным (1766–1826 гг.). Исследователями В.И. Фёдоровым и Н.С. Шеляпиной была сделана попытка отождествить с этой легендарной церковью фрагменты открытой ими в 60 гг. XX в. бутовой фундаментной кладки. По их мнению, храм был деревянным на каменном основании, однако Б.Л. Альтшуллером были высказаны справедливые сомнения в такой идентификации найденных кладок. Остаётся недоказанной и другая датировка основания первого деревянного храма – 1383 г. С большей определённостью исследователи датируют возведение первой каменной церкви Благовещения Богородицы на дворе великого князя. Полагают, что она была возведена до 1394 г., однако эта временная граница условна. Её основанием стало предположение, что домовый каменный храм великого князя не мог быть построен после возведения каменной церкви на дворе великой княгини, т.е. церкви Рождества Пресвятой Богородицы, освящённой 1 февраля 1394 г. Другая распространённая датировка (1397 г.) связана с известием некоторых летописей о принесении великому князю Василию Дмитриевичу из Царьграда иконы «Спас в белорисцех». Но поскольку в тексте летописи не говорится о поставлении иконы в храме, то это сообщение исследователи не могут рассматривать как безусловное свидетельство существования самого собора в 1397 г. В настоящее время строительство первого белокаменного храма М.Х. Алешковский и Б.Л. Альтшуллер датируют периодом между серединой 60 гг. XIV в. (возведение стен Московского Кремля при великом князе Дмитрии Донском) и 1393 г. (начало строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях). Поскольку домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, он в старину назывался «Благовещения, что на Сенях». Уже тогда в нём венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. Учёные XIX – начала XX в. (И.М. Снегирёв, М.В. Красовский и др.) предполагали, что внутри существующего здания сохранился подклет храма XIV в., который был выявлен только во время реставрационных работ 1947 г., проведённых архитектором Л.А. Петровым. Было установлено, что внутри существующего белокаменного подклета можно выделить сооружение с апсидой (толщина стен 165 см), которое обложено другой, соответственно более поздней, белокаменной кладкой (Н.Н. Воронин). Согласно исследованиям Б.Л. Альтшуллера, это был одностолпный подклет белокаменного храма с пристенными угловыми опорами. Он принадлежал к тому же типу бесстолпного храма, что и полностью сохранившаяся церковь свт. Николая в с. Каменском (Наро-Фоминский р-н Московской обл.), а также разобранный в XVI в. до уровня сводов храм Усекновения главы Иоанна Предтечи на Городище (г. Коломна) и известные лишь по археологическим раскопкам церкви Старо-Голутвина и Бобренёва монастырей (Коломенский р-н Московской обл.). Сложение этого типа храма, не имеющего аналогов в домонгольской архитектуре и в раннемосковском зодчестве начала XIV в., позволило БЛ. Альтшуллеру связать его происхождение с южнославянской архитектурной традицией, с влиянием построек Западной Болгарии и прилегающих сербских областей.

 



 
PR-CY.ru