БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ - Страница 9

Плоды ручного труда, идущие на продажу, реализовываются по низким ценам, чтобы не развивать у братии страсть любостяжания. Все монахи, сменяя друг друга каждую неделю, привлекаются к служению на кухне. Lectio divina – чтение текстов Священного Писания и Отцов церкви – происходит в присутствии всей братии и наряду с богослужением даёт монаху пищу для духовных размышлений. Чтению по уставу отводится четыре часа в день, не считая чтения во время общего богослужения, за трапезой и во время вечернего собеседования (collatio). Весь воскресный день посвящается исключительно молитве и душеполезному чтению. Особенно много времени для lectio divina отводится в Великий пост, когда каждому монаху предписывается брать из библиотеки книгу для самостоятельного чтения. Кроме Священного Писания Бенедикт Нурсийский рекомендует читать толкования святых Отцов, «Собеседования» и «Установления киновитов» Иоанна Кассиана, жития святых, правила Василия Великого. Всякое послушание монах должен выполнять со смирением и усердием. Идея монастыря как школы духовного возрастания проявляется в системе мер дисциплинарных взысканий, применяемых к провинившимся по усмотрению аббата. Сначала необходимо всячески увещевать непослушных к смирению. Если монах не исправляется после двукратного увещевания старшими наедине, то его подвергают публичному обличению перед братией. Если и после этого согрешивший не желает исправиться, он подвергается отлучению (excommunicatio). В определённых случаях Бенедикт Нурсийский допускает и телесные наказания, однако не придаёт им особого значения. За незначительные проступки согрешивший отлучается от общей трапезы и общей молитвы, за более тяжкие – и от общения со всей братией. Высшим средством к исправлению многократно согрешившего монаха является совместная молитва о нём аббата и братии. Не исправляющиеся изгоняются из монастыря. Если изгнанный или самостоятельно покинувший обитель монах пожелает вернуться, то после соответствующего покаяния его следует принять, – и это допускается три раза. В отношении отроков, воспитываемых в монастыре, в качестве наказания следует применять пост и телесные наказания. Монахи должны спать по возможности в одном месте (dormitorium) и при этом одетыми, чтобы в любой момент быть готовыми поспешить «на дело Божие». Трапеза, по уставу, полагается один или два раза в день. К трапезе подаются два блюда, хлеб и, если есть, плоды. Вина «достаточно стакана на день» или по усмотрению аббата, но, кто может, должен полностью воздерживаться от его употребления. Во время трапезы происходит душеполезное чтение по благословленной аббатом монашеской череде. В период Великого поста больше чем в прочее время следует сохранять свою жизнь в чистоте и искоренять всякую небрежность в монашеском делании. Бенедикт Нурсийский предписывает принимать приходящих в монастырь странников с честью, как Самого Христа. Такое же отношение должно быть и к больным братьям. Друг к другу монахи должны сохранять взаимную любовь, проявлять взаимное послушание. Аскетические требования к монахам в уставе акцентируют внимание не столько на умерщвлении плоти, сколько на внутренней дисциплине: самозабвение, смирение, послушание, верность выполнению повседневных обязанностей из любви к Богу. В то же время устав не накладывает на членов общины каких-либо чрезмерных требований; он не навязывает монастырям какую-либо одну форму организации, а допускает адаптацию отдельных норм к складывающимся обстоятельствам с тем лишь условием, чтобы при этом были сохранены все существенные ценности жизни монашеского ордена. Устав Бенедикта Нурсийского вошёл на Западе во всеобщее употребление, был принят ещё при жизни автора многими монастырями Галлии, Италии, Сицилии и способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей, которые сыграли значительную цивилизаторскую роль в Европе.

 



 
PR-CY.ru