БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ - Страница 6

Говоря о путях достижения Царствия Божия, он касается учения о Божественной благодати. При этом цитирует Библию, не углубляясь в проблему о предшествующем или сопутствующем действии благодати, горячо обсуждавшуюся при его жизни в Галлии (например, Арелатский епископ Кесарий, Фавст Регийский). Для Бенедикта Нурсийского очевидно, что духовное совершенство и спасение человека невозможны без действия Божественной благодати: «боящиеся Господа» считают, что добро в них не от них самих, но от действующего в них Бога – «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113. 9). К Царству Божию инока ведёт стяжание монашеских добродетелей, или, как называет их автор устава, «средств добрых дел» («instrumenta bonorum operum»). Список добродетелей из 72 пунктов представляет собой предписания и наставления, заимствованные из текстов Священного Писания. Бенедикт Нурсийский на первое место ставит любовь к Богу и ближнему: «Любить Господа от всего сердца, всей душой, всей силой (Лк 10). Потом – ближнего, как самого себя», при этом ничто не должно быть поставлено прежде Христа. Любовь к Христу со стороны человека является ответом на любовь Христа к человеку, ответом на действие Божественной благодати. Любовь к Богу проявляется в стремлении воздать Ему благодарность, прославить имя Божие во всяком деле и поступках, подражать Христу, в том числе и в перенесении страданий. Особую роль в жизни монаха-киновита должны занимать послушание, молчание и смирение. Послушание не знает ропота или сомнения, оно является наиболее сильным оружием монаха в борьбе со страстями. Даже если указанное наставником дело покажется монаху превосходящим его силы, он должен исполнять его, надеясь на помощь Божию. Истинное послушание рассматривается Бенедиктом Нурсийским не как подчинение чужой воле, но, скорее, как добровольное соединение с ней: приказание начальствующего монах исполняет как своё личное стремление, поскольку, отдавая себя в послушание наставнику, он тем самым отдаёт себя в послушание Самому Богу. Истинное послушание – это не столько служение, сколько соработничество, которое ведёт, таким образом, к единению воли монаха с волей Христа. Послушание имеет и важный сотериологический аспект: человека, отделённого от Бога непослушанием Адама, оно возвращает к Творцу. Другим оружием монаха-киновита является молчание, при котором достигается сосредоточенность ума. Бенедикт Нурсийский предписывает усердно хранить молчание во всякое время, особенно в ночные часы, при чтении поучений, за трапезой. Средоточием всего аскетического богословия Бенедикта Нурсийского является основополагающий принцип монашеской жизни – смирение. Автор устава выделяет 12 ступеней смирения: 1) постоянное памятование заповедей и «полагание перед взором страха Божия»; 2) отвержение собственной воли; 3) предание себя в послушание начальствующему из любви к Богу; 4) спокойное перенесение тягот и страданий без искания путей избавления от них; 5) доверие себя и всех своих помыслов настоятелю без смущения и сокрытия чего-либо; 6) довольствование самым скудным, полагание себя наихудшим из всех людей, готовность на любую работу; 7) укоренение в сердце сознания своей ничтожности как негодного раба; 8) строгое исполнение предписаний устава и монастырского начальства; 9) хранение молчания; 10) воздержание от смеха и всяких увеселений; 11) слово монаха должно быть тихим, кротким и рассудительным; 12) становление благочестия, проникающего не только внешнее поведение, но и сущность монаха. Прошедший эти степени смирения стяжает такую любовь Божию, которая позволяет исполнять заповеди «без всякого труда, как бы естественно, не по страху геенны, а по любви ко Христу». Эта любовь приводит к полной гармонии между волей и желанием твари и волей её Творца (никто, нигде и никогда не говорил, что этого можно достичь сразу и без труда).

 



 
PR-CY.ru