БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ - Страница 7

Путём стяжания монашеской добродетели является молитва, как общая, так и частная, которая отвлекает душу и ум от тварных вещей и прилепляет их к Богу. Бенедикт Нурсийский увещевает иноков во внимании к молитвам, чтобы душа молящегося была полностью согласна с голосом. Молитва – это беседа с Богом, поэтому она должна быть искренней и благоговейной. Внимательный ум находит в молитве душеполезное назидание. Тексты Священного Писания, читаемые за богослужением, должны сопровождать монаха в его дневных занятиях: постоянно находиться в уме, быть предметом размышлений. Термин «размышление» («рассуждение», лат. meditatio) для Бенедикта Нурсийского означает внимание к читаемым текстам Священного Писания, смысл которых монах принимает в сердце. Частная молитва должна быть краткой, но чистой, творимой с чувством смирения и покаяния, изливающаяся от вдохновения Божественной благодати. II. Богослужение. Одной из особенностей устава Бенедикта Нурсийского является придание большого значения общинному богослужению, которое ставится автором в центр монашеской жизни и определяется понятием «дело Божие» («opus Dei»). Прочие дневные занятия в монастыре лишь заполняют интервалы, остающиеся между часами общей молитвы. Ежедневное общее пение псалмов является обязанностью, возлагаемой на всю братию, в то время как другие послушания у каждого свои. В дошедшем до настоящего времени тексте устава подробно описывается организация общего монашеского богослужения, которое охватывает ночное бдение (vigilia) и семь дневных служб: утреню, 1, 3, 6, 9-й часы, вечерню и completorium (службу перед сном). Отличительной чертой устава является распределение по службам чтения Псалтири, которая должна прочитываться целиком в течение недели. Устав вводит в монашеское богослужение различные славословия и гимны. К Бенедикту Нурсийскому восходит учреждение completorium, не предусмотренного в дополнении о молитвах к уставу Августина Блаженного, сделанного епископом Тагасты Алипием (богослужение монахов-бенедиктинцев впоследствии оказало влияние на богослужение Западной церкви в целом). Имя Божие, согласно уставу Бенедикта Нурсийского, должно прославляться во всяком монашеском послушании, но общинное богослужение – это сугубое воспевание хвалы Богу: в нём особо ощущается Божие присутствие. Общая молитва перед частной имеет то преимущество, что это – молитва церковная, в которой проявляется единство частных усилий молящихся: участвуя в общем богослужении, человек оказывается в единстве со Вселенской церковью. В нескольких местах Бенедикт Нурсийский указывает, что одной из целей монашествующих является молитва к Божию милосердию обо всех. Но не все монахи обладают столь большим дерзновением, столь сильной частной молитвой. Поэтому именно в общем богослужении сливаются воедино голоса как сильных, так и слабых духом, делая молитву более действенной. Бенедикт Нурсийский призывает к общей молитве о духовно немощных и согрешивших братьях как к одному из самых сильных средств их исправления. Общее богослужение является и проявлением добродетели смирения. Монах должен отложить все послушания и поспешить к богослужению, как только услышит призыв к нему, «делу Божию ничего не следует предпочитать». III. Организация монашеской жизни. 1. Принципам управления монастырём посвящены 2, 3, 60–66-я главы. Согласно Бенедикту Нурсийскому, во главе монастыря стоит настоятель (аббат), избираемый пожизненно всей монашеской общиной. Кандидат в настоятели должен быть известен мудростью и добродетелями, однако устав не требует наличия у кандидата священнического сана. Аббат должен учить больше своим примером, чем словом, оказывать всем равное попечение, невзирая на лица, помнить о том, что о своём наставничестве он даст ответ на Страшном Суде.

 



 
PR-CY.ru