Словарь по христианству Б БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (около 480–547 гг.) – один из родоначальников западного монашества, основатель монастыря Монте-Касино и ордена бенедиктинцев, католический святой. Единственным ранним источником сведений о нём является его жизнеописание в «Собеседованиях о жизни Италийских отцов...» («Диалогах») папы Римского Григория I Великого (590–604 гг.), написанных в 593–594 гг. Однако его рассказ, посвящённый, главным образом, описанию добродетелей и чудес Бенедикта Нурсийского, не содержит хронологии его жизни. Его восполняют указания в Liber pontificalis, а также расчёты средневекового хрониста аббатства Монте-Кассино кардинала Остии Льва Марсиканского. Историческая справка о нём содержится также в сочинении Петра Диакона (начало XII в.) «О знаменитых мужах аббатства Монте-Кассино» («De viris illustribus Casinensibus»). Согласно этим сведениям, Бенедикт Нурсийский родился около 480 г. в старинном итальянском городке Нурсии в графстве Сполетто; происходил из патрицианской семьи, имел сестру Схоластику (о родителях ничего не известно), принадлежал к среднему классу, скорее, зажиточному, чем бедному; в юности был отправлен в Рим, находившегося тогда под властью остготского короля Теодориха для получения традиционного образования (обучения «свободным искусствам»). Однако смущённый до глубины души распущенностью своих товарищей, оставил учёбу, удалился от мирских соблазнов и начал подвижническую жизнь в местечке Эффиде (современная Аффиле), в 60 км от Рима, куда за ним последовала и его кормилица. Желая полного уединения, он тайком покинул Эффиду и около 500 г. поселился в скалистом гроте в долине вверх по течению р. Анио (современная Аниене) в 8 км от Субиако, неподалёку от развалин виллы императора Нерона (54–68 гг.). Здесь ему встретился старец одного из небольших местных монастырей по имени Роман, и Бенедикт Нурсийский открыл ему свои намерения. Роман не только облёк его в иноческий чин, но и согласился ему помогать. Чтобы не нарушать уединения отшельника, Роман спускал ему пищу на верёвке с вершины горы. Как и все подвижники, Бенедикт Нурсийский много претерпел от демонов: говорят, что бес неоднократно искушал его различными плотскими вожделениями и доводил порой до отчаяния. Наконец, отшельник нашёл способ бороться с этим наваждением: раздевшись донага, бросался в заросли терновника и крапивы, валяясь среди них до тех пор, пока боль от ожогов и царапин не заставляла отступать скверные помыслы. Через три года пещеру обнаружили пастухи, и тогда весть о его аскетических подвигах распространилась по окрестностям. Вскоре монахи близлежащего монастыря из Виковаро пригласили его стать их настоятелем и пастырем. Бенедикт Нурсийский долго не соглашался, но склонённый просьбой братии принял на себя это бремя (514–520 гг.). Он установил строгий аскетический порядок в соответствии с образом жизни египетских святых отцов, о котором узнал по слухам и через чтение книг, и никому не позволял его нарушать. Однако через некоторое время монахи, недовольные его строгостью, во время трапезы подали ему чашу с отравленным вином. Согласно легенде, этому намерению чудесным образом не суждено было сбыться: при благословении Бенедиктом Нурсийским чаши с отравленным вином она распалась словно от удара. Узнав о злом умысле монахов (а также из-за интриг местного клира), он покинул монастырь и с группой единомышленников вновь удалился в пещеру в Субиако. Но укрыться там уже не смог: слава о нём шла по всей стране. Вскоре к нему начали собираться ученики и сподвижники из разных стран Европы, строили кельи неподалёку от его пещеры и селились в них.

 



 
PR-CY.ru