БЫТИЕ - Страница 10

Таким образом, по Хайдеггеру, само бытие есть нетеоретическое событие (Ereignis) в мире «сущего», «просвет» (Lichtung) в плотности овеществлённого универсума, позволяющий человеку в эстетическом созерцании или в практическом действии обрести свою подлинность и историчность. Пытаясь вернуться к древнейшим истокам мышления о бытии и даже перешагнуть в дофилософские, мифологические его слои, Хайдеггер и вместе с ним романтическая критика рационализма, по существу, приходят к отказу от философии как таковой. Французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905–1980 гг.), противопоставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию: «В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие». Основные характеристики человеческого бытия, по его мнению, – свободный выбор возможностей: «... быть для человека – значит выбирать себя...». В книге «Бытие и Ничто» Ж.-П. Сартр в своём ключе разрабатывает феноменологический метод и приспосабливает его для нужд экзистенциально-феноменологической онтологии. В отличие от традиционного учения о бытии, или о сущем вообще, он «выстраивает» конкретную онтологию, или учение о человеческом существовании, при этом заимствует у М. Хайдеггера один из «экзистенциалов» – «бытие-в-мире», трансформированное затем в «бытие-в-ситуации». Основные структуры его экзистенциальной онтологии – В-себе-бытие (внешний мир) и Для-себя-бытие (человеческое сознание). Ж.-П. Сартр ставит вопрос: «Каковы должны быть человек и мир, чтобы отношение между ними было возможным?» Этот вопрос «таит» в себе другой: «Каковы должны быть человек и мир, чтобы свобода человека была возможной?» Феноменологическое описание этих двух регионов бытия, во-первых, исходит не просто из противоположности, но из противостояния. Во-вторых, это описание должно быть непосредственным: «Бытие нам раскроется некоторым непосредственным образом, через скуку, тошноту и т.д., и онтология будет описанием феномена бытия, как он себя обнаруживает, т.е. без посредника». Вместо гносеологического отношения к миру (гносеология – учение об источниках достоверного знания) Ж.-П. Сартра интересуют «экзистенциальные переживания», эмоциональные реакции на окружающее, «личностные смыслы», нравственные оценки и т.д. Сознание субъекта заполнено уникально-субъективным содержанием, так что cogito у него отличается от картезианского и не имеет рационалистического характера. Сознание «не мыслит мир, а феноменологически воспринимает его как нечто чуждое, противоположное себе, лишенное смысла, абсурдное, случайное, вызывающее «тошноту» и «головокружение» у героев сартровских романов. Экзистенциализм отвергает правомерность рассмотрения бытия как такового, бытия чего-то объективного. Бытие оказывается в экзистенциализме инструментальным полем или горизонтом возможностей, в пределах которого существует и развивается человеческая свобода. Современная философия видит в абсолютизации понятия «бытие» одну из причин «смерти философии» в современной культуре и акцентирует внимание на альтернативах – понятиях «Ничто», «Различения», «Критики». Лит.: Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии / Диалектика – теория познания. Историко-философские очерки, М., 1964; Глезерман Г.Е. К вопросу о понятии «общественное бытие» // «Вопросы философии», 1958, №5; Келле В.Ж. и Ковальзон М.Я. Исторический материализм. М., 1962; Нарский И.С. Понятие «существования», логический позитивизм и формальная логика / Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962; Гладких Ю.Г. Трактовка существования в формальной логике // Вопросы философии. 1970. № 9; Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974; Целищев В.В. Логика существования. Новосибирск, 1976; Аверинцев С.С. Бытие как совершенство – красота как бытие / Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Хинтикка Я. Связка «есть», семантические игры и семантическая относительность / Логико-эпистемологические исследования. М, 1980; Гайденко П.П. Понимание бытия у Фомы Аквинского / Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985.



 
PR-CY.ru