БЫТИЕ - Страница 6

Этот тезис развивает Фридрих Шеллинг, согласно которому природа, бытие само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий разум, а «свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной деятельности» («Система трансцендентального идеализма»). Его учение о воле, если не исторически, то логически, предваряло идеи иррационализма XIX в. Концепция же, выдвинутая И. Фихте и Г.В.Ф. Гегелем (особенно Гегелем), согласно которой абсолютное бытие есть не только субстанция, включающая в себя любое конечное содержание (как у Б. Спинозы), но и абсолютный субъект, т.е. универсальное личностное начало, фактически не обрела преемников в западноевропейской традиции и оказывала лишь косвенное влияние на некоторые её течения (персонализм, неогегельянство, экзистенциализм). В системе Г.В.Ф. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределённая ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному. Абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своём дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчуждённость бытия от идеи и возвращается к самому себе, т.к. сущность бытия составляет идеальное. Для него подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, т.е. деятельно. С этим связан и историзм в понимании бытия, который берёт своё начало в немецком классическом идеализме. Правда, история и практика здесь оказываются производными от духовной деятельности. XIX век, вплоть до 70 гг., проходит под лозунгом борьбы со схоластическим онтологизмом. Идею бытия с различных точек зрения критиковали немецкие романтики; датский философ, протестантский теолог и писатель Сёрен Кьеркегор (1813–1855 гг.); немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.); немецкий философ-материалист и атеист Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872 гг.); немецкий философ, представитель иррационализма Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900 гг.) и др. С конца XIX в. эта критика вырождается в иррационализм, субъективизм, релятивизм и так называемый вульгарный материализм. Марбургское неокантианство, неогегельянство, имманентная философия и феноменология пытаются строить новую онтологию на основе аналитики чистого сознания, разъединяя, с одной стороны, традиционную связь бытия и эмпирическо-научного универсума, но сохраняя, с другой стороны, идею имманентного присутствия бытия в актах сознания. Неореалисты ищут пути к новому пониманию бытия через элиминацию субъект-объектного понимания опыта. Вместе с тем течения, условно называемые неопозитивизмом, особенно философия языкового и логического анализа, стремятся снять саму проблематику бытия, которая рассматривается как спекуляция с непроясненными языковыми выражениями, заменить её проблемами, выраженными языком позитивной науки, или освобождённом от двусмысленностей естественным языком (Карнап, Рассел, Витгенштейн). Для буржуазной философии конца XIX – начала XX вв. характерна установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа; при этом по-новому истолковывается само бытие. Основная тенденция в развитии представлений о бытии совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т.д. Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о бытии как субстанции, осуществленной в гносеологии, например, в работах немецкого философа-неокантианца и культуролога, одного из признанных лидеров Марбургской школы неокантианства Эрнста Кассирера (1874–1945 гг.).

 



 
PR-CY.ru