БЫТИЕ - Страница 8

Другой основоположник марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса Фридрих Энгельс (1820–1895 гг.) писал, что бытие есть предпосылка единства мира, «... ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения». Диалектический материализм исходит из того, что материальное бытие определяет сознание, требует «... объяснения общественного сознания из общественного бытия». Развитие науки позволяет расширить границы познанного и освоенного мира, и в этом смысле общественное бытие, мир культуры выявляет существо и структуру бытия как такового. Таким образом, социальное бытие не обособлено от материи, в нём обнаруживаются её универсальные законы. В своей деятельности человек реализует те возможности, которые присущи самому бытию, превращает его потенции в действительность. Фридрих Энгельс предлагал развернутую классификацию видов бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования. Развитие научного и философского знания заключается в том, что человек всё больше осознаёт себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры. Логически последней главой той критики онтологии (на языке М. Хайдеггера – «метафизики»), которую предприняла «философия жизни» XIX в. и её романтические предшественники, исследователи считают философию немецкого экзистенциалиста, одного из крупнейших мыслителей XX в. Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.), который говорил о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования) – о поэтическом мышлении. В его концепции критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Для самого Мартина Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования; самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед Ничто. Он считал, что бытие – это вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). В опубликованной на основе курса лекций, прочитанных им в 1923–1925 гг., книге «Бытие и время» «феноменологическая герменевтика» Dasein принимает вид системы «фундаментальной онтологии». В связи с этим М. Хайдеггер ставит задачу «деструкции истории онтологии» – на том основании, что, по его мнению, вопрос о бытии со времени Древней Греции так и не был поставлен в истинном смысле. Это стало возможно лишь в наше «последнее время», когда само бытие «поставлено под вопрос» и требует обоснования. Хайдеггер считал, что вопрос о бытии может быть адресован только сущему. В немецком языке слова «бытие» (Sein) и «сущее» (Seiende, «бытийствующее») – однокоренные. Хайдеггер использует это обстоятельство для установления обосновывающего отношения между бытием и сущим. Правда, и само сущее обосновывается в бытии – обоснование движется здесь по кругу, но для Хайдеггера это вполне естественно, т.к. «феноменология присутствия (Dasein) есть герменевтика в исконном значении слова, означающем занятие толкования», а герменевтический круг – один из главных методов герменевтики. Далее вопрос о бытии обращается не к любому сущему, но к такому, сама сущность которого заключается в отношении к бытию. Именно таким сущим является Dasein, экзистирующий человек. Смысл бытия должен быть открыт посредством «аналитики Dasein», т.к. Dasein – источник всех возможных смыслов, в том числе и смысла «бытия». Хайдеггер ставит перед собой задачу – дать ответ на вопрос: «Что значит бытие?», т.е. обнаружить его смысл. Это обнаружение ведется им через интерпретацию особого вида бытия, человеческого бытия (Dasein).

 



 
PR-CY.ru