БЫТИЕ - Страница 7

В ряде философских концепций акцент делается на специфической форме бытия – человеческом существовании. Например, у немецкого философа Фридриха Ницше понятие бытия толкуется как обобщение понятия жизни. Ещё более резко этот тезис проводится в философии жизни немецкого историка культуры и философа-идеалиста  Вильгельма Дильтея (1833–1911 гг.), для которого подлинное бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе. Немецкий философ, один из основателей Баденской школы неокантианства Генрих Риккерт (1863–1936 гг.), как и всё неокантианство, различает чувственно-реальное и ирреальное бытие; если естествознание имеет дело с реальным бытием, то философия – с миром ценностей, т.е. это бытие, которое предполагает долженствование. Для основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859–1938 гг.) характерно проведение различия между реальным и идеальным бытием: первое является внешним, фактичным, временным, а второе – мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью. Он считал, что задача феноменологии заключается в том, чтобы определить смысл бытия, осуществить редукцию всех натуралистически-объективистских установок и повернуть сознание от индивидуально-фактического бытия к миру сущностей. Бытие коррелятивно акту переживания, сознанию, которое интенционально, т.е. направлено на бытие, влечётся к бытию. Центральным пунктом всей феноменологии является изучение сопряженности бытия и сознания. Немецкий философ, основоположник критической (или новой) онтологии  Николай Гартман (1882–1950 гг.), противопоставляя материальное бытие как преходящее, эмпирическое идеальному бытию как надысторическому, проводит различие между способами их познания. Сообразно этому он понимает онтологию как науку о сущем, которое состоит из различных слоев бытия – неорганического, органического, духовного. Несколько иначе бытие анализируется в марксистской философии, в историческом и диалектическом материализме, где эта проблема рассматривается в двух направлениях. Прежде всего, как материя, как объект науки. При этом плане анализа обращается внимание на вычленение различных сфер бытия. Главными среди них являются неорганическая и органическая природа, биосфера и общественное бытие. Второе направление в анализе здесь связано с рассмотрением общественного бытия. В этом плане исходным пунктом диалектического материализма является практика, рассмотрение бытия как исторического бытия, как результата социальной практической деятельности. В отличие от метафизического материализма, который фиксирует бытие в форме объекта, как мир слепых, автоматически действующих законов, марксизм отстаивает историческую концепцию бытия, видя в нём совокупную живую, чувственную деятельность индивидов. Причём бытие понимается как реальный процесс жизни людей, как «... производство самой материальной жизни». Общественное бытие при этом отнюдь не сводится марксизмом к совокупности экономических отношений, как это делает экономический материализм. Бытие – это мир культуры, теоретически и практически освоенной природы. Человек осваивает прежнюю культуру и выражает себя в создаваемых им самим предметах культуры. Его сознание направлено на бытие, идеально воспроизводит и созидает его: «Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни». В проблеме взаимосвязи природного и социального бытия диалектический материализм исходит из первичности природы, из признания существования природного мира, независимого от социально-практической деятельности человека. Один из основоположников марксизма, немецкий философ, социолог, экономист, писатель и общественный деятель Карл Маркс (1818–1883 гг.) в «Святом семействе» заметил относительно понятия субстанции у нидерландского философа Бенедикта Спинозы, что это – «... метафизически переряженная природа в её оторванности от человека...».

 



 
PR-CY.ru