БЫТИЕ - Страница 9

Поэтому центральная задача книги «Бытие и время» (выяснение смысла бытия) уточняется: задачей теперь выступает выяснение смысла человеческого существования. Уже в первой части автор даёт основные характеристики Dasein: 1) Dasein в каждом случае принадлежит мне, «моё», т.е. каждому из нас присуще человеческой бытие; 2) сущность Dasein заключается в его экзистенции. Далее идёт обсуждение «бытия-в». Согласно Хайдеггеру, изначальная характеристика человеческого существования заключается в том, что человек конечен, временен, историчен. Родившись, он сразу же обнаруживает себя в мире, а его бытие всегда есть «бытие-в» («In-Sein»). Это – аксиома, из которой надо исходить. Далее Хайдеггер более пристально рассматривает изначальное человеческое отношение к миру, его изначальное «бытие-в-мире» («In-der-Welt-sein») и констатирует, что первичное отношение к миру есть отношение «подручности» («Zuhandenheit»), а вторичное отношение к миру и сущему есть теоретическое знание о мире, «наличность» («Vorhandenheit»). Он останавливается на анализе мира и языка мира das Man и модусах неподлинного существования: двусмысленности, болтовни, любопытства, падения. В структуре «бытия-в» как такового Хайдеггер рассматривает такие его характеристики, как расположенность (Befindenheit), что говорит об изначальной заброшенности человека в мир, понимание (Verstehen), речь и язык. По его мнению, Dasein существует в структуре самопонимания и самоинтерпретации. Проблема понимания самого Хайдеггера начинается с перевода термина «das Sein». На русский язык он переводится как «бытие», однако сам термин в немецком языке представляет собой отглагольное существительное (sein – инфинитив глагола «быть»). Отсюда для Хайдеггера das Sein это, скорее, не бытие как некая абстракция, как сущность, как нечто обобщённое, далёкое от человеческой жизни, но бытие в значении «быть», как процесс осуществления конкретного человеческого существования. Уже в самом начале книги обнаруживается изначальная связь между вопросом о бытии и возникновением самого человеческого существования (Dasein – здесь-бытие. вот-бытие, которым Хайдеггер определяет конкретное человеческое бытие в мире) в вопросе самого вопрошающего. Какое «бытие» Dasein первично и изначально? Согласно Хайдеггеру, не какое-то «абсолютное бытие», первичное как «логическое условие мыслимости» всего сущего, но бытие как «повседневное бывание»: оно первично, т.к. всякий анализ вырастает из этого бывания, черпает в нём смыслы и средства для их выражения. Поэтому «фундаментальная онтология» начинается с аналитики «повседневного» Dasein: в соответствии с принципом беспредпосылочности. Поэтому Хайдеггер не вводит никаких аксиом или гипотез и начинает с того, что дано до всякого научного и философского анализа, – с обыденной жизни. «Обоснование бытия» в аналитике Dasein осуществляется путем раскрытия «модусов бытия» Dasein, или «способов вхождения Dasein в мир» – экзистенциалов. «Экзистенциальную структуру» Dasein (т.е. общий характер экзистенции и, соответственно, структуру всех экзистенциалов) Хайдеггер определяет как «Набросок»: «Набросок» – это «экзистенциальная структура» Dasein, т.е. структура вхождения Dasein в мир, в котором оно изначально уже пребывает (бытие-в-мире). В книге «Бытие и время» в результате «набрасывания» Dasein из себя на мир в акте понимания конституируются «возможности». Так же, как смысл – не нечто абстрактное, но смысл для сознания, так и возможность – не модальность вообще, но возможность для Dasein быть каким-то или сделать что-то: «Dasein есть таким способом, что оно исконно понимало – умело – могло или не понимало – не умело – не могло быть таким-то или таким-то». Что Dasein не есть «в возможности», то оно есть «экзистенциально». Иначе говоря, всё, что Dasein понимает, «выходя из себя» навстречу миру, – оказывается, принадлежит самому Dasein, и ему никогда не удаётся убежать от себя, как не убежать от себя глубоко несчастному человеку, несущему боль в сердце.

 



 
PR-CY.ru