Словарь по христианству Б БЫТИЕ

БЫТИЕ

БЫТИЕ – философская категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего), концептуализирующая наличие явлений и предметов – самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. В структуре философского знания данная категория выступает предметом онтологии, а в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий; может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми оттенками; часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием является одной из самых сложных, она стоит в центре философского мировоззрения (проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология»). Философия как таковая ставит целью, прежде всего, нахождение подлинного бытия (в отличие от кажущегося) и его осмысление (или – участие в нём). Наукообразная философия идёт по пути определения понятия бытия и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы бытия как объективного существования. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Оно представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Истолкование категории бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные. Исследователи выделяют несколько периодов в развитии трактовки бытия. Первый период – мифологическое истолкование. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724–1804 гг.), когда бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. Попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть – в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы VI–IV вв. до н. э. – досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом, причем одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие – как непрерывно становящееся (Гераклит). В учении философов Элейской школы бытие возникает как самостоятельное понятие. Парменид сформулировал тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления, выделил основные характеристики бытия – целостность, истинность, благость и красоту – и манифестировал единство мысли и бытия (и – не-мысли и небытия). Он считал, что бытие есть вечное и неизменное единство, а противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определённости и утрачивающих частную определимость; что мышление и бытие – одно и то же. В раннегреческой философии в целом бытие фиксируется в отношении к небытию, причём противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Характерно, что уже в самом своём историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт.

 



 
PR-CY.ru