БЫТИЕ - Страница 4

Христианство последовательно проводило различие между божественным и сотворённым бытием, между Богом и миром, который сотворён из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку же предоставлялась возможность свободного движения к совершенному, божественному бытию. Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Учёные Возрождения рассматривают бытие как природу, с одной стороны – самостоятельную (всё существующее – творение природы), с другой – нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, – отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства, подготовила концепции бытия XVII–XVIII вв. В них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо внешних сил. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности бытия человеку как оформляющему, собирающему  из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Категория бытия теперь обозначает реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Это становится причиной «инфляции» понятия бытия – теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия. Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки XVII–XVIII вв.; в свою очередь, такое понимание бытия послужило основой естественнонаучных представлений о мире в то время. Одна из особенностей всего домарксистского материализма – противопоставление природы человеку, рассмотрение бытия и мышления сугубо натуралистически. Другая важная особенность концепций бытия в Новое время состоит в том, что для мыслителей характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые. С разными модификациями все эти особенности в понимании бытия обнаруживаются в философских системах основателя методологии опытной науки, британского философа Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626 гг.); английского философа-номиналиста, материалиста, теоретика общества и государства Томаса Гоббса (1588–1679 гг.); английского философа Джона Локка (1632–1704 гг.); нидерландского философа-пантеиста Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.); у французских материалистов; в физике французского философа Рене Декарта (Картезия; 1596–1655 гг.). Но в метафизике Р. Декарта берёт начало иной способ истолкования бытия, при котором оно определяется на пути рефлективного анализа сознания (т.е. анализа самосознания) или же на пути осмысления бытия сквозь призму человеческого существования, бытия культуры, социального бытия. Новое время впервые выдвинуло проблему бытия в форме декартовского («cogito ergo sum» – «мыслю, следовательно существую»). Тезис Декарта означает, что бытие субъекта постигаемо в акте самопознания; от самоочевидности мыслящего «я» он переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи так называемого онтологического аргумента. Главным результатом «открытия» бытия оказывается онтологическая гарантия истины, обоснование возможности науки. Бытие, таким образом, является для Декарта и всей рационалистической традиции XVII в. точкой пересечения мыслимого и существующего, и потому его понятие обязательно имеет объективную значимость, т.е. имманентно содержит свой объект.

 



 
PR-CY.ru