БЕРДЯЕВ Николай Александрович - Страница 2

Николай Александрович Бердяев – автор около сорока книг. Среди его произведений – критические этюды, публицистические книги, статьи на философские и религиозные темы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1900 г.), «Философия свободы» (1911 г.), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916 г.), «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918 г.), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923 г.), «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923 г.), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931 г.), «Основная антиномия личности и общества (1931 г.), «Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм» (1932 г.), «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (1934 г.), «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (1934 г.), «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937 г.), «Человеческая личность и сверхличные ценности» (1937 г.), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г.), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939 г.), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX – начала ХХ в.» (1946 г.), «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949 г.), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952 г.), «Новое религиозное сознание и общественность» (1907 г.), «Философская истина и интеллигентская правда» (1909 г.), «Духовный кризис интеллигенции» (1910 г.), «Душа России» (1915 г.), «Национализм и империализм» (1917 г.), «Философия Достоевского» (1921 г.), «Конец Ренессанса» (1922 г.), «Предсмертные мысли Фауста» (1922 г.), «Миросозерцание Достоевского» (1923 г.), «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927–1928 гг.), «Марксизм и религия. Религия как орудие господства и эксплуатации» (1929 г.), «Царство Духа и царство Кесаря» (1949 г.), «О социальном персонализме» (1933 г.), «Кризис интеллекта и миссия интеллигенции» (1938 г.), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947 г.), «Философия свободы. Смысл творчества», «Эрос и личность. Философия пола и любви», «Философия неравенства», «Мое философское миросозерцание» и др. Бердяев исследовал проблемы свободы и кризиса культуры, размышлял над путями русской и всемирной истории двадцатого столетия, осуществлял изыскания историософского характера. Он впитал в себя самые различные влияния. Из русских мыслителей ярче всего сказались в творчестве Н.А. Бердяева философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900 гг.); русский религиозный философ Виктор Иванович Несмелов (1863–1920 гг.); писатель, публицист и критик Василий Васильевич Розанов (1856–1919 гг.); известный поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941 гг.). Но не менее сильно было и влияние великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821–1881 гг.). Из иностранных писателей больше всего повлияли на Бердяева немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.); немецкий философ, филолог и писатель Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900 гг.); немецкий теософ и христианский мистик Якоб Беме (1575–1624 гг.). Но он глубоко впитал в себя и основные идеи трансцендентализма (американское философско-литературное движение 1830–1860 гг., направление философии, изучающей то, что лежит за пределами опыта, что невозможно познать, учитывая опыт). Широта и разносторонность философских интересов, постоянное и пристальное внимание к чужим идеям, к чужим построениям – все это умерялось тем даром синтеза, который особенно сближает Бердяева с В.С. Соловьевым.

 



 
PR-CY.ru