БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 15

Есть и другие характеристические признаки Ягве. Он не имеет пола и соответствующего женского дополнения; ему чужды свойственные богам воспроизводительных сил природы умирание и воскресение, чуждо все вакхическое; бросается в глаза его воинственность, воля, активность в сфере человеческой деятельности. Он, прежде всего, бог истории, народа. Местопребыванием Ягве является все еще гора Синай (Суд. 5; Исх. 33), где ищет его в трудные минуты своего служения и пророк Илия (3 Цар. 19). Его заместителем считался Ковчег Завета (Числа 10:35–36). Открывался Ягве путем непрерывно действовавшего в его избранниках откровения – Торы – и при посредстве оракулов, которые давались через эфод – род изображения Ягве – и урим и туммим – оракул посредством жребия. Были в ходу и изображения божества в виде человека – терафимы (Суд. 17–18; 1 Цар. 19:9–16; Быт. 31:24–35). С поселением в Ханаане культ Ягве значительно осложнился и принял земледельческий характер. Появился праздничный календарь, стал вырабатываться ритуал жертвоприношений. Хотя организованного жречества еще не было, и жертвы мог приносить всякий по вдохновению божества или как глава семейства, однако из-за осложнения ритуала начинают появляться профессиональные жрецы (Суд. 17). Служение богу происходит  под открытым небом, на высотах и у священных камней, но вместе с тем начинают появляться зачатки храмов, например скиния, хранившая Ковчег Завета, или дом Михи. Жертвы теперь стали регулярно сжигать, взамен древнего обычая возлияния масла на камни, предложения хлеба и пролития крови. Обычным поводом для жертвоприношений были праздники. Древнейшим из них, возникшим еще до поселения в Ханаане, была Пасха, праздник, тесно связанный с пастушеским бытом, – весеннее принесение в жертву первенцев скота из зимнего приплода. С переходом к оседлости и земледельческому быту число праздников увеличилось, и Пасха также приспособилась к новым условиям жизни. Праздничный круг составляли три праздника: Пасха и Пятидесятница, соответствующие началу и концу жатвы, и праздник Кущей – праздник окончания полевых работ и, главным образом, сбора винограда. У хананеев евреи переняли обычай празднования субботы – дня покоя. Во всяком случае, это – праздник оседлого быта. Его вавилонское происхождение и лунный характер до сих пор не выяснены. Велльгаузен полагал, что субботние дни определялись фазами луны и что суббота – древнейший праздник кочевого быта. Таким же древним обычаем было обрезание, имевшее сначала значение очищения в половой сфере. Кроме евреев, оно практиковалось и у других семитских народов – моавитян, аммонитян, эдомитян, а также в Египте. Сообразно с характером божества, понятие греха имеет чисто формальный характер нарушения договора с Ягве. После расселения по Ханаану распался военный союз израильских племен, образовавшийся при вторжении туда. И тогда стала грозить опасность слияния с туземным населением и, главным образом, опасность со стороны более сильных соседей, из которых самыми опасными врагами были в то время филистимляне. Израиль почувствовал недостаточность связи своих частей и теснее стал сплачиваться около своего Ягве. Появилась политическая организация царства, на первый раз совершенно патриархальная. Вопреки позднейшей традиции, представляющей этот факт изменой Ягве, последний принимал в нем прямое участие, избрав в лице вениамитянина Саула царя Израилю. Политическая организация укрепила и культ Ягве. Преемник Саула Давид (первая половина X в.) победами над внешними врагами и основанием новой столицы Иерусалима, куда он перенес палладиум Израиля – Ковчег, сделал новый и значительный шаг к консолидации государства и вместе с тем положил начало централизации культа. Его преемник Соломон (970–933 гг. до н.э.) пошел в этом направлении еще дальше. Он построил в столице храм, и хотя последний и не претендовал на значение общеизраильского святилища, а был просто придворным святилищем довольно скромных размеров, однако уже его центральное положение и интерес властителей обещал ему блестящее будущее.

 



 
PR-CY.ru