БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 20

Результатом духовной работы рассеяния явились к первому веру до н.э. греческий перевод Библии, так называемая Септуагинта – перевод семидесяти толковников, и сближение, при посредстве аллегорического толкования Библии, иудаизма с эллинизмом. Еврейско-александрийские философы, приспособив к иудаизму учение о Логосе, построили как бы мост от иудейства и язычества к христианству. И в самой Палестине греческая культура  делала большие завоевания, главным образом, среди высших классов, пока этот мирный процесс не был прерван насильственной попыткой Антиоха IV Епифана (175–164 гг. до н.э.) уничтожить иудаизм. Появившаяся в это время под именем Даниила книга апокалиптических видений провозгласила целую философию истории, по которой Израиль через усиливающийся ряд бедствий идет к новой славе. Национальная реакция против эллинизма привела к установлению царства Хасмонеев, в котором мессианистические чаяния, строгое законническое благочестие и обособленность получили полное развитие, но вместе с тем обнаружились различные течения среди самого иудейства. Завершение Торы в каноне священных книг, развитие религии Ягве и осложнение ее новыми верованиями в ангелов, всеобщее воскресение и суд, вызвали раскол саддукеев и фарисеев. Пунктами разделения были развитие Торы «в пределах старцев» и вера в воскресение, которые отрицались саддукеями и признавались фарисеями. С этими противоположностями иудейская община дожила до появления христианства. Первоисточником для изучения библейской истории и сегодня может служить, прежде всего, текст Библии, т.е. книги Ветхого и Нового Завета, а затем сочинения Иосифа Флавия («Иудейские древности», и  «Иудейская война»), Филона Александрийского и др. Из древних христианских обработок библейской истории можно назвать: «Historia sacra» Сульпиция Севера и обзор этой истории у Августина Блаженного в его творении «De civitate Dei». Научная обработка библейской истории (особенно в связи с гражданской) началась с XVII в. Блистательный образец этого метода был дан Боссюэтом в его знаменитом «Discours sur l'histoire universelle» (1681 г.), за которым следовали: H. Prideaux («Old and new Testament connected in the history of the jews and neighbouring nations») и Shukford («The Sacred and profane history of the world connected»). В новейшее время библейская история была предметом многочисленных обработок, из которых можно отметить как наиболее выдающиеся: Kurtz («Geschichte des alten Bundes»), Ewald («Geschichte des Volkes Israel»), Milman («History of the jews»), Stanley («Lectures on the History of the jewish church»), Edersheim («Biblehistory») и др. Из трудов еврейских ученых известны: Herzfeld («Geschichte des Volkes Israel»), Graetz («Geschichte der Juden»). Из рационалистических сочинений известны: B. Stade («Geschichte des Volkes Israel») и особенно E. Renan («Histoire du peuple d'Israel»). В нашей отечественной литературе библейская история до последнего времени была мало разработана, и труды по ней ограничивались почти исключительно элементарными курсами «Священных историй», хотя опыт научной постановки ее был сделан еще Филаретом Московским в его «Начертании церковно-библейской истории» (1816 г.). Из более поздних обработок пользовались известностью труд протоиерея М. Богословского «Священная история Ветхого и Нового Завета» и сочинения профессора А.П. Лопухина: «Руководство к Библейской истории Ветхого и Нового Завета», а также его же обширный труд «Библейская история при свете новейших исследований и открытий», «Ветхий Завет», со множеством снимков с археологических памятников. Позже появилось несколько монографий по отдельным предметам и периодам библейской истории. Среди них известны труды: Ф. Елеонского («История израильского народа в Египте»), И. Троицкого («Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во времена судей»), Ф. Покровского («Разделение Еврейского царства на царства Иудейское и Израильское») и др. Наконец, можно указать труд протоиерея П. Солярского («Опыт библейского словаря собственных имен»). См. также БИБЛИЯ, АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ, БИБЛЕИСТИКА и БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА, а также БИБЛИЯ, ЖРЕЧЕСКИЙ (Священнический) КОДЕКС, ИУДАИЗМ, ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ, СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, ТОРА, ЭЛОХИСТ и ЯГВИСТ, ЯХВЕ в Словаре по иудаизму.



 
PR-CY.ru