БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 12

Эти события положили начало переработке древнейшего еврейского предания и определили ее характер. Новое наложило свою печать на старое. Переработка коснулась, главным образом, царского предания, т.к. пророческие книги как наиболее индивидуальные не так легко поддавались ей, да и реформы, в сущности, были осуществлением их идеалов. Пятикнижие, в главном, составилось из книг, послуживших поводом и руководящим началом для реформы. Это – книга Закона 621 г. до н.э. и так называемый Жреческий кодекс. Первая яснее всего выделяется из состава Пятикнижия. Она составляет основную часть (гл. 12–26) дошедшего до нас Второзакония. Древнее ее ягвистический и элогистический источники Пятикнижия. Это – сборники народных рассказов, составленные в IX–VIII вв. до н.э. для возвеличивания народного богопочитания. Они идут, взаимно переплетаясь и осложняясь материалом, заимствованным из других источников, через все Пятикнижие и книгу Иисуса Навина, но их главные части находятся в книге Бытия. Оба они достоверно индивидуальны. Ягвист всецело заинтересован фактами. Изложение у него живое, детски наивное, чуждое всякой рефлексии. Он появился около середины IX в. до н.э. Элогист обнаруживает уже некоторую богословскую обработку материала. Изложение он ведет параллельно с Ягвистом. Этот источник составлен, вероятно, в северном царстве в середине VIII в. до н.э. После появления Второзакония древнее предание, во многом ему противоречащее, было переработано в его духе. Ягвист был соединен с Элогистом, что положило начало  собиранию народного права в «книге Завета» (Исх. 20:1–23:30; 24:3–8). Были соединены и также переработаны царские летописи северного и южного царств, в результате чего появились основные части книг Судей и Царств. Важнейшей составной частью Пятикнижия является Жреческий кодекс, содержащий ритуальное законодательство. Исторические сведения здесь служат только рамкой для законоположительных частей. Его изложение – схематическое, изобилующее точными датами и числами. Его главные части составляют книги Левит, Исход (гл. 25–40; за исключением глав 32–34) и Числа (гл. 1–10; 15–19; 25–36). Жреческий кодекс возник, вероятнее всего, среди пленных священников Иерусалимского храма и принесен Ездрой в Палестину в 458 г. до н.э. Его предтечей была проповедь пророков, главным образом, Иезекииля, с речами которого он имеет много общего. Принесенный из Вавилона уже готовым в основных частях, он лег в основу реформы Ездры и Неемии в 444 г. до н.э. (Неем. гл. 8–10) как конститутивная книга священной иудейской общины. Так как царская традиция находилась в остром противоречии с претензиями Кодекса, то к концу IV в. до н.э. она была радикально переработана в книгах Паралипоменон, которые как источник для древнейшего времени не имеют никакого значения. К концу того же века состоялась окончательная редакция Пятикнижия, а также книг Иисуса Навина, Судей и Царств. Особую ценность как исторический источник представляет пророческая литература. В обличительных речах пророков народная жизнь отражается как нигде. Надо только иметь в виду, что далеко не все пророческие книги вышли из рук своих авторов в сохранившемся до нас виде. Большая их часть, если не все, возникли уже после смерти пророков, частью из подлинных записей, частью из воспоминаний учеников и последователей. Кое-что прибавила еще и заключительная редакция, предшествовавшая их канонизации в III в. до н.э. В книге пророка Исайи соединены части, принадлежащие разным авторам и эпохам. Главы 1–39 относятся ко второй половине VIII в. до н.э. и принадлежат историческому Исайе; главы 40–55 написаны неизвестным автором, жившим в Вавилоне во второй половине VI в. до н.э., а главы 56–66 принадлежат неизвестному автору послепленной эпохи. Несомненно также установлено, что книга Даниила, неправильно приуроченная к концу плена, в действительности появилась во время гонения Антиоха IV Епифана в 165–164 г. до н.э.

 



 
PR-CY.ru