БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ - Страница 13

Для послепленной эпохи источниками служат книги Ездры и Неемии, составленные на основании их подлинных записей во второй половине IV в. до н.э. Из книг Ездры историческое значение имеет только первая. Великолепный материал для характеристики религиозного настроения этой эпохи дают псалмы, большая часть которых появилась в эту же эпоху, а также книга Иова, Экклезиаст и др. Для эллинистической эпохи, в частности для истории столкновения иудеев с сирийскими царями, хороший материал дают первая и вторая книги Маккавейские. Попытки восстановить на основании имеющегося материала древнейшие формы библейской религии до сих пор не привели к значительным результатам. Определенно можно сказать только одно: универсальный монотеизм, ставший впоследствии характернейшим признаком еврейской религии и унаследованного от нее христианства, явился результатом долгого развития. Воспоминания евреев о своем прошлом вообще очень неясны, а о времени, предшествующем основанию царства, можно делать только ретроспективные заключения. О таких событиях, как исход из Египта, история может делать только предположения, т.к. никаких современных этим событиям известий нет. Только позднейшие авторы – Гекатей (IV в. до н.э.), Манефон (III в. до н.э.), Лисимах (I в. до н.э.) – говорят об изгнании из Египта в древнейшие времена (XII в. до н.э.) то ли каких-то прокаженных, то ли гиксов, которых позднейшие домыслы отождествили с евреями. Для истории это событие имеет ту важность, что с ним в господствующей еврейской традиции связывается начало организованной религии Ягве. Утверждается, что именно тогда на горе Синай Ягве впервые открывается своему народу под этим именем. Религия Ягве, без сомнения, развилась уже в Ханаане, но ее основное ядро было принесено евреями из старых мест их поселения на Аравийском полуострове – общей родине семитов. Здесь Ягве обитал на горе Синай и был, конечно, Богом живших около горы племен. Здесь же могло произойти объединение около его культа еврейских племен – объединение, в котором Моисей, жрец-пророк Ягве, сыграл главную роль, и которое могло быть вызвано военной опасностью со стороны Египта. По всей вероятности, кланы Иосифа жили на юге полуострова, на границе с Египтом, и во время опасности продвинулись на север, где жили кланы Иуды и Рувима. Племенное родство облегчило объединение, которое, как вообще это бывает у малоцивилизованных народов, носило религиозный характер. После долгой кочевой жизни евреи стали оседать в Ханаане, подчиняя его себе в целом путем мирного и постепенного завоевания. Туземное население по своей культуре стояло выше пришельцев. Оно имело уже города, и евреи вынуждены были селиться, главным образом, в сельских местностях. Окончательное подавление туземного элемента произошло только при Давиде. Хананеи имели и более развитый культ, влиянию которого подвергся только что перешедший к оседлой жизни еврейский народ. Высоты, на которых совершалось служение местным богам, священные деревья и камни, храмы, изображения божества, праздники, носившие земледельческий и оргиастический характер, стали ассимилироваться с несложным культом Ягве. Здесь же евреи впервые подверглись сильному вавилонскому влиянию, хотя и не прямому, а через посредство ханаанской культуры. Сказания о творении, рае, грехопадении, о потопе и построении башни и т.д. имеют удивительные параллели в литературе Древнего Востока. Первое время культ Ягве еще не выделялся резко из общеханаанских культов. Существовало много Ягве, подобно тому, как у хананеев существовал не один Ваал: Ягве Хеврона, Ягве Кадеса, Орфы, Вирсавии и других мест, где ему совершалось служение. Деревья, камни также считались как бы местами обитания божества. Еще в историческое время израильтяне обращались к священному дереву, называя его отцом, и к камню, говоря: «Ты родил меня» (Иер. 2:27). Почитание камней и деревьев было общим для всех семитов. Наряду с почитанием Ягве существовал культ умерших и разных духов. И только впоследствии умершие предки были оттеснены в шеол, где они и пребывали в полной заброшенности, а функции духов перешли к Ягве. Библейские книги сохранили следы этих верований.

 



 
PR-CY.ru