БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - Страница 6

Иоанн Златоуст призывал подражать праотцу Аврааму, который известен своим страннолюбием: сидя у дверей, он приглашал к себе проходивших; однажды, сам того не зная, именно не зная, оказал гостеприимство ангелам; 4) благотворение должно быть совершаемо соответственно положению и нуждам просящих. Оно не должно создавать условий для праздности и иждивенчества. «Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Увы берущему: если кто берёт имея нужду, он будет неповинен, но не имеющий нужды даст ответ, зачем и для чего он взял». Тихаон Задонский называет таких просителей обманщиками, ворами и хищниками, таковых ожидает за гробом не утешение, но суровый Суд Божий, если не принесут в этом истинного раскаяния. Наставляя принимать странников, «Дидахе» предупреждает не допускать, чтобы христианин оставался жить среди братий праздным. Но в то же время, ссылаясь на слова Господа «всякому, просящему у тебя, давай» (Лк. 6:30), Климент Александрийский предупреждает: не суди о том, кто достоин благотворительности, а кто нет, если сомневаешься, то лучше недостойному добро оказать ради достойного. «Милостыня человеческая подозрительна, – говорил Иоанн Кронштадтский, – боится, как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много. Милость же Господа не такова: «Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9)». VIII. Благотворительность предполагает не только материальную помощь ближнему, но и духовную, ибо, «как человек составлен из двух частей, т.е. из души и тела, так и всё в нём требует двоякой заботы, сообразно с двойственностью его состава». Духовная благотворительность доступна всем христианам и в том случае, когда вещественная бывает затруднительна из-за недостатка средств. Если нет у тебя ни хлеба, ни денег, ни даже чаши холодной воды, говорит Иоанн Златоуст, «поплачь с несчастным, и получишь награду, ибо награда даётся не за вынужденное, но за свободное дело»; в какой бы бедности ты ни пребывал, у тебя есть ноги, чтобы посетить больного, узника. К делам духовной благотворительности исследователи относят: увещание грешника, помощь в нахождении праведного пути для него; научение неведущего истине и добру; добрый совет ближнему в затруднительных для него обстоятельствах; утешение в печали и молитва Богу за ближнего. Иоанн Златоуст вопрошал: «Овца твоего соседа поражённое лежит на пути, и ты ли не поднимешь его, не скажешь о нём соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближнего, когда бы ты увидел её поражённою или заблудшею?». В ранней церкви царил апостольский дух общения верных. В устроении жизни первохристианские общины принцип благотворительности осуществился в идеальной чистоте: здесь был дар Богу со стороны одних и дар от Бога другим – нуждающимся. Деяния святых апостолов, Послания апостола Павла (Рим. 15:26; 2 Кор. 8:1–4, 12–15; 9:2, 5; Фил. 4:15–18; и др.) свидетельствуют об организации церковной благотворительности: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44–45; 6:34); своего рода милостыней от лица церкви являлись для бедняков вечери любви (агапы), где все верующие имели братское общение в пище; первые христиане заботились о поддержке вдов (Деян. 6:1).

 



 
PR-CY.ru