БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - Страница 3

«Наше милосердие пусть будет зерцалом, чтобы видеть нам в себе самих то подобие и тот истинный образ, какой есть в Божьем естестве и в сущности Божьей». Как Бог, будучи по естеству благим, всех равно любит, прославляя добродетельного, поскольку тот добровольно усвояет себя Богу, а дурного милует по благости Своей, так и человек, добровольно становящийся благим, равно любит всех людей: «Добродетельного вследствие естества и за благое произволение, а дурного вследствие естества и из сострадания сжаливаясь над ним, как неразумным и ходящим во тьме». Каждый человек имеет дары благости Божьей: обладает духовными дарованиями или имуществом. Христианин не может смотреть на своё имущество как на принадлежащее ему лично (об этом притчи Христа о талантах и минах, о злых виноградарях и др.), но видит в нём достояние всех неимущих. Любящий Бога не может жадно сберегать своё имущество, но распоряжается им богоугодно, «предоставляя каждому то, в чём он нуждается». «Бог же силён обогатить вас, – говорит апостол, – всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор. 9:8–9). II. Благотворительность исходит из отношения человека к ближнему, заповеданного Иисусом Христом, из заповеди братской любви («Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» – Ин. 13.:4), которая является подражанием Божьей любви к людям, особым образом явленной в Воплощении. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:12); «а кто имеет достаток в мире, – обращается в Соборном послании к верующим апостол Иоанн, – но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как пребывает в том любовь Божья?» (1 Ин. 3:17). «Любовь не делает ближнему зла, – говорит апостол Павел к Римлянам. – Любовь есть исполнение закона» (13:10). Превосходнейшую часть любви, по выражению Григория Богослова, должна составлять любовь к бедным, жалость и сострадательность, «ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое». Делающий благо ближнему делает его Богу: «...Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), – наставляет учеников Иисус (ср.: Притч. 19:17). Когда видишь бедного, вспомни слова Его, увещевает Иоанн Златоуст, «хотя являющийся тебе и не Христос, но под образом этого бедняка Он Сам просит и принимает». III. Благотворительность как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божьим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» – Мф. 5:7) и осудит на «му́ку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф. 25:31–46). Царство Божье сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения которой христианин ничего не должен жалеть (Мф. 13:46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное». На суде Божьем милостыня восстанет и защитит тебя, говорит Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души».

 



 
PR-CY.ru