БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - Страница 8

Иоанн Златоуст свидетельствует, что только Антиохийская церковь, в которой он был пресвитером, содержала до 3 тыс. нуждающихся вдовиц и дев, кроме того, – заключённых, странников, калек, сидящих при храме ради пищи и одежды, и проч. В Константинополе 950 деканов несли обязанности погребения бедных горожан. Больницами, сиротскими приютами, странноприимными домами, богадельнями обычно заведовали священники и диаконы. На диаконах и диаконисах лежала основная обязанность в деле благотворения (именуется также диаконией). О наличии большого числа богоугодных заведений в Восточной церкви свидетельствует принятие Халкидонским собором правила, определяющего подчинённость «клириков при богадельнях» (также и при церквах монастырей, и «мученических храмов») епископу соответствующего города. Согласно толкованию Феодора IV Вальсамона, правило было принято потому, что на Востоке в некоторых областях существовала практика, когда патрон богоугодного заведения вместе с попечителями избирал и увольнял клириков помимо епископа данного города или области. На основании этого обычая некоторые утверждали, что клириков богоугодных заведений (также и клириков при церквах монастырей и «мученических храмов») нельзя приравнивать к клирикам епископии или митрополии: они должны считаться независимыми от епископа и зависимыми в случае богоугодного заведения только от патрона – такое злоупотребление и пресекалось правилом 8 Халкидонского собора. Иоанн Зонара в толковании правила 8 говорит, что «богадельни суть домы, назначенные для призрения бедных и попечения о них, т.е. домы для призрения престарелых, сиротопитательные и подобные, в которых находят приют и содержание страждущие»; при богадельнях существовали церкви, «дабы содержимые в сих заведениях не оставались без участия в молитвах». В Халкидонском правиле 10, определяющем порядок возможного перемещения священнослужителя из одной церкви в другую, также речь идёт о богадельнях и о странноприимных домах. Важную роль в развитии благотворительности играли монастыри. Больницы основывались Восточной и Западной церквами. Императоры боялись усиления власти монастырей именно из-за благотворительности и пытались её обуздать. Император Никифор II издал в 964 г. закон, запрещавший учреждение новых монастырей, монастырских гостиниц и приютов для бедных, управляемых монахами. Воспрещались пожертвования этим учреждениям, исключения делались только для тех приютов, которые своей практической деятельностью уже доказали пользу для общества. Этот суровый закон был вскоре отменён императором Василием II «как направленный к оскорблению и обиде не только церквей и богоугодных домов, но и Самого Бога». Дальнейшее развитие благотворительности, несмотря на различные исторические условия и формы, которые она принимает, в основе своей имеет обращение к практике древней церкви, для членов которой «быть во Христе» означало повседневную жизнь, являвшую собой воплощение заповедей любви и жертвенности. Церковь как орудие Царства Божия распространяет Божественное человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто ей не принадлежит. Отцы церкви именуют церковь новым Ковчегом, где каждый найдёт спасение.

 



 
PR-CY.ru