БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - Страница 9

Древнейшими формами благотворительности в России были милостыня и призрение нищих. Одним из ярчайших примеров христианской благотворительности на Руси является деятельность равноапостольного князя Владимира Святославича, по приказу которого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах. Уставом 996 г. князь Владимир поручал общественное призрение духовенству, этим же уставом просветитель Руси определил десятину на содержание монастырей, храмов, богаделен и больниц. Великий князь Владимир Мономах считал опеку бедных одной из главных своих обязанностей. Нищелюбие было характерно также и для правителей из московского дома: особенной щедростью отличался князь Иван Данилович Калита, в более позднюю эпоху щедрым благотворителем был царь Алексей Михайлович. О необходимости быть нищелюбивым и сострадательным к бедным записано в «Домострое» – сборнике XVI в., содержащем предписания в отношении бытовой жизни русского народа. В XI–XVII вв. призрение бедных было прерогативой церкви, благотворительная деятельность которой состояла в создании и содержании при храмах богаделен, «убогих домов», при кладбищах – «скудельниц» (см. Божедомка). В 1679 г. был установлен во всех епархиях особый сбор на содержание нищих. Весьма активной была благотворительная деятельность монастырей, начиная с Киево-Печерского. Феодосий Печерский благословил отчислять на бедных десятую долю доходов монастыря, устроил отдельный двор, где жили нищие, калеки и больные. Каждую субботу из обители воз хлеба посылался в тюрьмы. В голодные годы монастыри кормили окрестных жителей. В один такой год Кириллов монастырь кормил ежедневно по 600 нищих, а Пафнутиев монастырь – до 1 тысячи. Около обителей существовали богадельни, больницы и гостиницы. Более же всего выделял среди других обязанностей иноков социальное служение защитник монастырской благотворительности Иосиф Волоцкий. Основанный им монастырь ежегодно тратил 150 руб. и 3 тыс. четвертей хлеба на нищих и странников, в монастырской трапезной ежедневно кормили по 600–700 человек. В XVI в. начала складываться система государственной благотворительности. Стоглавый Собор 1551 г. постановил в каждом городе создать мужские и женские богадельни «для прокажённых и престарившихся», а работоспособных нищих – заставлять трудиться. В 1670 г. был учреждён приказ для строения богаделен, отнесённых к ведомству Патриаршего дома. По мере того как русское правительство знакомилось с порядками в Западной Европе, оно задавалось мыслью об устройстве в России благотворительных учреждений по образцу европейских. Царь Фёдор Алексеевич в своём указе перечисляет всевозможные благотворительные учреждения «еуропских стран» и ввиду этого предписывает, отобрав в Москве «увечных людей от притворных нищих», первых поместить в двух «шпитальных», а «здоровым лентяям дать работу». В XVII в. возросло значение частной благотворительности.

 



 
PR-CY.ru