БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «...Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “Блаженнее давать, нежели принимать”» (Деян. 20:35). Ветхий Завет указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16:9–10); благотворение прямо связывается с почитанием Творца («чтущий же Его благотворит нуждающемуся» – Притч. 14:31); благотворение (милость) избавляет от смерти (Тов. 4:10; 12:9), очищает всякий грех (Тов. 12:9; «искупи грехи твои правдою и беззакония милосердием к бедным» – Дан. 4:24); милостыня ставится в ряд с молитвой, жертвой, постом (Тов. 12:8; Ис. 58:6-7). Ветхий Завет оттенил в существенном те стороны, какие с совершенной полнотой раскрыты в новозаветном учении. Ветхозаветное нравоучение определяло благотворительность как первое и неотложное дело: «...К бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесёт тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» (Сир. 29:11–15). «Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40:2). «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч. 28:27). В Ветхом Завете встречаются указания на все обычные виды благотворительности: помощь бедному (Иов. 29:16; Лев. 25:35; Втор. 15:7–11; и др.); долг накормить голодного (Тов. 1:17; Ис. 58:7; и др.); напоить жаждущего (Притч. 25:21); одеть нагого (Тов. 1:17; Ис. 58:7); помочь больному и калеке (Иов. 29:15; 2 Мак. 8:28); поддержать вдову и сироту (Иов. 29:12–13; 31:16–17; Притч. 31:8 и др.); оказать гостеприимство бездомным, странникам (2 Цар. 17:27–29; Ис. 58:7); позаботиться об узниках (Ис. 58:6; 61:1) и т.д. Закон определял частные случаи и виды благотворительности (например, долг каждого отдавать «десятину» для бедных – Втор. 12:17–18; 14:28–29; 16:11; «провозглашение прощения» раз в семь лет: «всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего..., ибо провозглашено прощение ради Господа Бога твоего» – Втор. 15:2). Но против всеобщего значения долга благотворительности говорят ограничения в отношении того, кому нужно оказывать милость и кто должен быть благотворителем. Понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благотворительность, ограничивалось рамками народа израильского: «С иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости» (Втор. 15:3); на «земле своей» израильтянин должен был помогать всякому обедневшему (Втор. 15:7–11) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы (Исх. 22:25–27; Лев. 25:35–37), с иноземца же мог взыскивать долг (Втор. 23:20). Подобный подход, хотя и не законодательного характера и в более позднее время, фиксируется разделением лиц благочестивых и грешных, причём не считается обязательным помогать последним. «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сир. 12:1–2).

 



 
PR-CY.ru