БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - Страница 4

IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей и наказывает скупых. В Священном Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2 Кор. 9:6). Благотворительность не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс. 36:26) своей благотворительностью. Спаситель учит: «...Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38). «Даяние не убыточно..., – вторит Григорий Нисский, – плод милостыни произрастает обильно». В Житии Илариона Великого (ум. в 371/372 г.; память 21 октября) рассказывается о том, что, когда Иларион с многочисленными учениками обходил монастыри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше. «Дающий же семя сеющему, – говорит апостол Павел, – и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всём богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:10–11). V. Священное Писание содержит указание на возможность и обязанность для каждого творить милостыню. Уже ветхозаветный праведник призывал творить милостыню не только из многого, но и из малого (Тов. 4:8). Христианство бесконечно углубило эту мысль, указав, что величина жертвы зависит не от количества жертвуемого, но от степени того лишения, какому добровольно подвергает себя благотворящий: «Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор. 8:12) – так формулировал апостол этот закон христианской милостыни. Всякая благотворительность ценна, если совершается от полноты веры: и две лепты вдовицы (Мк. 12:42–44), и чаша воды, поданная жаждущему (Мф. 10:42). «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты – хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного». Хотя бы ты был беднее того, кто у тебя просит, но если положишь две лепты или дашь кусок хлеба, не имея больше ничего, то «ты всё исполнил». Скудость в деле благотворения, происходящая от недостатка благодателя, восполняется усердием его. «Благотвори, сказано (Рим. 12:8), с радушием». Истинный благотворитель последнее отдаст, чтобы исполнить долг христианского милосердия. Церковь прославляет христолюбивых милостивцев: Феофана Милостивого, Газского (память 29 сентября); Зотика Сиропитателя (IV в.; память 30 декабря); Мартина Милостивого, епископа Турского (ум. около 400 г.; память 12 октября); Виссариона, чудотворца Египетского (IV–V вв.; память 6 июня); Сампсона Странноприимца (ум. около 530 г.; память 27 июня); Павлина Милостивого, епископа Ноланского (ум. в 431 г.; память 23 января); Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского (VI в.; память 19 декабря); Александрийского патриарха Иоанна V (III) Милостивого (ум. в 620 г.; память 12 ноября); Филарета Милостивого Пафлагонянина (ум. в 792 г.; память 1 декабря) и др.

 



 
PR-CY.ru