БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - Страница 5

VI. Поскольку благотворение признаётся нравственным долгом каждого христианина, возникал вопрос, как должен осуществлять его монах-подвижник? «Будем в уме хранить любовь и милосердие к братиям», – наставляет Исаак Сирин, ибо только если случай, требующий оказания помощи, имеет место возле нас, Бог требует от нас действительного проявления любви. Подвижник, ушедший от мира, не должен оставлять келью, место иноческого и отшельнического пребывания, «чтобы кружиться по миру, посещать больных и проводить время в подобных делах», и вместе с тем, если монах по недостатку милосердия, по самомнению, по ложным помыслам пренебрегает больным, он «не узрит света», если отворачивается от скорбящего, то «омрачится день его». «Пастырь» Ерма указывает на такой вид милостыни, который позднее вошёл в обычай древнемонашеской жизни, – пост ради милостыни бедным. «...Я научу тебя, – говорит Пастырь, – какой пост есть совершенный и угодный Богу»: воздерживайся от дурного слова, злой похоти, очисти сердце от всех сует; исполнивши сказанное, «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному». Высказывания преподобных Исаака Сирина, аввы Исаии, аввы Дорофея и др. относительно благотворения, милости, которую может оказать монах, давший обет отречения от собственности, демонстрируют более широкое понимание помощи ближним, нежели только материальная. VII. Благотворительность предполагает необходимые условия: 1) производить её от своих праведных трудов. «Милостыня от неправды – не милостыня, а жестокость и бесчеловечие. В самом деле, что за польза обнажать одного и одеть другого?.. если в великое множество имущества попадёт и одна капля неправды, то всё оно оскверняется», благотворение от неправедно приобретённого становится «поводом ко всякому преступлению». По словам Василия Великого, если, отнимая у нищих, подаёшь нищим, то лучше и не отнимать и не давать; 2) совершать благотворения доброхотно («ибо доброхотно дающего любит Бог» – 2 Кор. 9:7) и без промедления. Рассуждая по поводу слов апостола Павла (2 Кор. 9:7), Климент Александрийский называет истинной благотворительность, когда благодатель даёт без недовольства, без брани и печали, участливо. Иоанн Милостивый два раза в неделю целый день сидел у церковных ворот, чтобы все нуждающиеся могли подходить к нему беспрепятственно. По словам Иоанна Кронштадтского, «кто подаёт милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя». Св. отцы выражали своё отрицательное отношение к посмертной благотворительности, по завещанию. «Смерти благодарность, а не тебе», – заключает Иоанн Златоуст в согласии с Василием Великим о надежде богача загладить грехи свои завещанием в пользу бедных, ибо посмертная благотворительность противоречит принципу благотворить не откладывая, без промедления. «Не добровольно даёшь остаток, но по крайней необходимости. Это не есть дело нежной любви, но нужды»; 3) христианин должен делать добро Христа ради, во славу Божью, а не напоказ и в похвалу себе, «когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Мф. 6:2).

 



 
PR-CY.ru