БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - Страница 2

Однако в пророческих речах и учительных книгах уже присутствуют возвышенные высказывания о благотворительности, милостыне, как предвидение учения об истинной любви («Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою...» – Притч. 25:21). Новый Завет, христианская традиция не содержат каких-либо ограничений для благотворения. Евангельская заповедь творить милостыню абсолютна: закон христианской благотворительности таков, чтобы давать всякому просящему (Лк. 6:30). И если ветхозаветный мудрец советовал «делать добро смиренному и не давать нечестивому» (Сир. 12:4–7), то христианство провозгласило принцип: «не суди́те никак прежде времени, пока не придёт Господь» (1 Кор. 4:5) и учит соответственно милосердию, подобному милосердию Небесного Отца. Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Закону творить благо усвояется значение всеобщего долга, он не связан с имущественной состоятельностью. Благотворение – это первичное обнаружение той любви к ближним, которая составляет «душу» христианства. Благотворительность, по словам Григория Нисского, «содержит жизнь, она – мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных; она делит свои заботы всем возрастам и несчастиям». Благотворительность имеет в себе следующие главные основания. I. Милосердие есть признак Божества. «Бог привёл нищего из небытия в бытие», христианин же, не допуская погибнуть от несчастий того, «кто призван уже к бытию», поддерживает храм Божий, каковым является человек. Христианин имеет перед собой образ милосердия Иисуса Христа, «нас ради обнищавшего (2 Кор. 8:9), нисшедшего в эту плоть и земную храмину и претерпевшего за нас скорби и болезни, дабы мы обогатились наследием Божества» («чтобы и мы миловали нищих»). Не было ни одного вида человеческих страданий, не исключая страданий от угрызений совести, на которые не отозвался бы Спаситель. Высочайшим выражением милосердия и благотворения Господа является Его святая молитва на кресте за врагов (Лк. 23:34). Даже говоря о Страшном Суде (Мф. 25:31–46), Господь, прежде всего, отмечает отношение людей к горю в жизни ближних. «Милостыня и грехи очищает, как сказано: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лк. 11:41)». «Посему и на последнем суде, где Господь призывает к Себе праведных, первое место занимает щедрый. Питатель других первенствует между удостоенными почестей...» По словам Григория Нисского, Страшный Суд так подробно описывается «вестником Божьим» в Откровении Иоанна, «чтобы научить нас пользе благотворительности». В последнее воскресенье перед Великим постом, когда в православных храмах читается рассказ о Страшном Суде, в вечерних и утренних стихирах верующие обращаются к Богу, памятуя о Его человеколюбии и милосердии. На желании подражать милосердию Божию основываются милосердие человека и его благотворительность («...будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» – Лк. 6:36). «Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию», – говорил Григорий Богослов.

 



 
PR-CY.ru