БОСНИЯ и ГЕРЦЕГОВИНА - Страница 14

В конце XIX в. Босния и Герцеговина в отличие от соседних славянских областей была самой многоконфессиональной, при этом ни одна из конфессий не имела абсолютного большинства. Конфессиональный состав населения в административно-территориальных единицах был смешанным: в 25 единицах доминировали православные, в 14 – мусульмане, в 12 – католики. Среди городского населения преобладали мусульмане: из 47 городов Боснии и Герцеговины в сорока они составляли абсолютное большинство и в двух – относительное. Крупные землевладельцы и свободные крестьяне, в основном, исповедовали ислам, среди них было всего 5% христиан, в то время как абсолютное большинство зависимого крестьянства было православным. Среди торгового сословия крупную торговлю держали православные, мелкую и ремесленничество – мусульмане. Австро-венгерские переписи населения империи дают следующую картину конфессионального состава населения Боснии и Герцеговины: в 1879 г. православных было 42,88%, мусульман – 38,75, католиков – 18,08, других вероисповеданий – 0,31%; в 1885 г. – соответственно 42,76, 36,88, 19,88 и 0,47%; в 1895 г. – 42,94, 34,99, 21,31 и 0,76%; в 1910 г. – 43,49, 32,25, 22,87 и 1,39%. В условиях гнёта то Османской империи, то Австро-Венгрии среди хорватского, сербского и словенского народов возникла идея консолидации южных славян. На роль лидера в национально-освободительном движении претендовали и Сербское княжество, которое добилось автономии ещё в 1830 г., а с 1860 гг. стало центром антиосманского движения на Балканах и оказывало значительное влияние на сербское население Боснии и Герцеговины, и Хорватия, где с начала века господствовало движение иллиризма, основной идеей которого было создание «Великой Хорватии» на южнославянской и части неславянской территории. Босния и Герцеговина стала предметом особого внимания и борьбы за влияние идеологов и руководителей разных направлений национально-освободительных движений как Хорватии, так и Сербии. В Боснии и Герцеговине на фоне углубления процесса конфессиональной дифференциации населения у появившихся на рубеже веков партий (с 1905 г. – профсоюзы, с 1909 г. – Социал-демократическая партия, с 1910 г. – революционная организация «Молодая Босния» и др.) не было чётких политических программ, добиваться ли широкой автономии османской провинции или стремиться к южнославянскому объединению. 10 июня 1908 г., после младотурецкой революции и восстания в Албании, Австро-Венгрия, опасаясь подъёма восстания в Боснии и Герцеговине, законодательно оформила её аннексию, вызвавшую так называемый Боснийский кризис, обостривший отношения между Австро-Венгрией и Сербией, Антантой и Тройственным Союзом.

 



 
PR-CY.ru