Тема 8. Церковь и государство в Древней Руси - Страница 14

Летопись сообщает, что жила Ольга среди бесчисленного множества язычников, помраченных тьмой идолопоклонства. Были они, как дикие звери, одна она сияла среди них, глубокую тьму неверия отгоняя и предвозвещая русским людям светлый день православия. В летописи сообщается также, что княгиня Ольга любила своих внуков, но крестить их не решалась, боясь, как бы не учинил чего-нибудь неподобающего непокорный сын Святослав. Но она молилась за них, и Бог внял ее молитвам, поэтому внук ее, великий князь Владимир, через некоторое время принял крещение, и всех людей своей земли привел к крещению.

Чувствуя приближение смерти, послала Ольга на Дунай к Святославу, но тот сказал матери своей и боярам: «Не хочу жить в Киеве, а хочу в Переславце на Дунае, потому что он находится посредине моей земли, и туда все блага сходятся». Не дождавшись возвращения сына, составила Ольга завещание, в котором написала, чтобы после ее смерти не делали ничего по языческому обычаю, но пусть ее священник погребет тело ее по обычаю христиан, засыпав его вровень с землей. Но кургана пусть никто не дерзнет насыпать или творить тризну. Причастилась Ольга и перешла в обители вечные. Преставилась она в год 6477 (т.е. 969) 14 июля, прожив в супружестве 42 года. После смерти мужа через 10 лет приняла она крещение и прожила в благочестии 15 лет, а всего лет ее жизни было около восьмидесяти.

Итак, согласно летописи, Ольга – уроженка псковской земли, но имя ее, графически точно отраженное также по византийским хроникам, в греческих мемуарах Константина Порфирогенета (Багрянородного), лично ее принимавшего как Елгу, что точно передает широко известное древнескандинавское Хельги (Helgi). Житие же утверждает, что это было время до построения города Пскова: «Еще граду Пскову несущее». Игорь, уже утвердившийся как единодержавный князь всей Русской земли, женился на этой, будто бы крестьянской, чуть ли не чернорабочей, хотя и красивой женщине в 903 г. Легенда повествует об идиллической работе Ольги как перевозчицы на лодке или на пароме через реку Великую, но это – искажение признака высокого социального положения Ольги-варяжки. Заведывание переправой через реку Великую, входившую в систему знаменитого военно-торгового пути «из варяг в греки», не могло быть в руках частного, бесконтрольного местного селянина. Это был стратегический путь под командой варяжского полковника или генерала. Хельга-Ольга как «генеральская дочка»-варяжка, говорившая по-варяжски (по-скандинавски) и по-славянски («по-русски»), была социальной «ровней», вполне подходящей невестой из того же правящего класса, как и сам полубродячий викинг – Игорь, князь-волк, как его прозвали в летописи. Но это был намек на брак, аналогичный браку отца Константина Великого, будущего императора, с Еленой, дочерью смотрителя почтовой станции.

По данным летописей, Ольга – это русская княгиня, попечительница киевского трона, она путешествует в Константинополь и там торжественно принимает крещение в 955 г. Отечественный свидетель, монах (мних) Иаков, дает ту же дату. Говоря о смерти Ольги в 969 г., тот же Иаков считает, что она «пожила в христианстве 15 лет». В рассказе о ее крещении все как будто ясно и просто, но видна несуразица. Получается, что византийский царь гораздо хуже разбирался в христианских канонах, чем варяжская неофитка. И якобы совсем она даже и не собиралась замуж за царя могущественной империи, а преследовала только одну цель – креститься.

 



 
PR-CY.ru