Тема 8. Церковь и государство в Древней Руси - Страница 12

А Ольга тем временем устремилась на город Искоростень и осадила его. Древляне крепко бились, не хотели сдаваться. Год стояла Ольга около города и не могла взять его. Дальше рассказывается о новой хитрости Ольги – мести древлянам за убийство мужа полным сожжением города при помощи голубей и воробьев, которым привязали к хвостам серу с трутом. И всю деревскую землю покорила она, и возложила на древлян дань тяжелую.

Легко заметить, что в этом сказании прослеживается эпическая назидательность, но труднее заметить здесь влияние восточных эпических поэм о царях в стиле «Шах-наме». Обман, жестокость, коварство и другие действия княгини, мстящей за убийство мужа, прославляются летописцем как высший, справедливый суд и отнюдь не осуждаются, будучи привычными, в духе того времени. Реальность здесь переплетается с вымыслом. Но история похода Ольги пером летописца обращена в «идеологическое оружие»: действия киевской правительницы утверждали необходимость княжеского дома и неизбежность кары, ожидающей всякого, кто в этом усомнится. Однако никакого наследственного права на киевский престол к этому времени зафиксировано не было. Право было только на стороне сильного. И здесь встает первый вопрос: кто обладал реальной силой, если Святослав покорил все города древлян, а Ольга не могла взять в течение года один только Искоростень?

Далеко рассчитанным политическим шагом было принятие Ольгой из рук византийского императора крещения, хотя в это время сын ее Святослав воевал с болгарами и восемьдесят городов по Дунаю взял, жил в Преславце, господствуя над болгарами, а с Царьграда дани брал.

Летопись называет Ольгу предвестицей православной русской земли. Она якобы первой сбросила «греховные одежды первого Адама и облеклась в одежды нового Адама – Христа, первой из русских женщин вступила в царство небесное». «Кто не подивится мужеству и целомудрию блаженной Ольги?» – вопрошает летописец. Ведь не будучи крещеной, управляла страной, лишившись мужа, не захотела выйти замуж за другого. Убийцам же мужа месть воздала по обычаям властителей, ибо заботилась о том, чтоб установить к добру и пользе царскую власть в русской земле, отеческое наследие оставить сыну своему, которого она очень любила.

Особенно заботилась она о духовном, с упоением рассказывает летописец, ибо коснулось ее сердца слово спасения, приводя к истинному благоразумию, о котором привыкла размышлять. Премудростью уразумела она, что все люди ее земли, не думая о существовании Бога, поклоняются неразумным кумирам, не являющихся богами, напрасные жертвы приносят. Летопись утверждает, что подвиг ее состоял в том, что, не зная закона христианского, жила она чистой и целомудренной жизнью и жаждала стать христианкой по свободной воле. И захотелось Ольге пойти в Царьград, сама хотела увидеть красоту церковную, услышать слово благочестия. Разумом познать православную веру. Без всякого сомнения хотела креститься.

И пришла блаженная Ольга в Царьград. Царь принял ее с подобающей честью и увидел, как хороша она, как разумна в беседе, и подивился ее великому разуму и светлости благообразия, и полюбил ее сильно, и возжелал ее. И говорил он так: «Достойна называться царицей, царствовать с нами и к нашей вере приобщиться». Благоразумная Ольга поняла, что замысел его рожден по навету дьявола, и чистым помыслом возвысившись, искусно стала она переплетать сети суемудрия царева злоумышления, поскольку с молодых лет заботилась она о целомудрии более чем о греческом царстве.

 



 
PR-CY.ru