ЗВОН - Страница 16

Однако звукозаписи звонов, сделанные во второй половине XX – начале XXI вв., хотя и отличаются значительно более высоким техническим качеством, далеко не всегда представляют образцы аутентичного колокольного исполнительства. В некоторой степени понять технику управления колоколами, развеску и возможные способы звона прошлого исследователям помогает иконография. Так, на иконах и летописных миниатюрах изображены отдельные сюжеты колокольной истории: созыв звона на новгородское вече, литьё колоколов, «плачевный звон» в 1533 г. в день смерти великого князя Василия III Ивановича, падение 1000-пудового благовестника с колокольни в 1547 г. и многое другое. С конца XIX в. важнейшим визуальным источником стала фотография: зафиксированные на фотоснимках колокольни с колоколами и события, происходившие с ними (например, освящение, поднятие и развеска), являются материалом для научно-исторического исследования и реконструкции звона. Среди письменных (документальных) источников исследователи выделяют звоны трёх групп. К первой группе исследователи относят писцовые книги и храмовые описи XVI – начала XX вв., содержащие данные о состоянии подколокольных сооружений. Они дают исследователям сведения о количестве колоколов, о времени и месте их отливки, о степени сохранности, о мастерах, об истории появления при данном храме, о способе подвески и системе звона (очепы или «за языки»). Вторая группа – церковные Уставы, Чиновники, Обиходники XVI–XVIII вв., содержащие либо отдельные упоминания о звоне, либо специальные уставные статьи («Указ трезвонам», «Устав благовеста», «Устав как звонить», «Подобает ведати о звону» и др.). В них предписывается время, продолжительность и общий порядок исполнения звона, характер использования отдельных колоколов в богослужении. Как правило, задача описания исполнительской техники, а тем более фиксации конкретных форм колокольных звонов (их ритмов, попевок) в этих документах не ставилась. К третьей группе источников исследователи относятся материалы о колоколах за период 1920–1930 гг.: сводки о состоянии колоколен, акты, постановления, инструкции о звоне, составленные в это время, сохранившиеся в фондах органов исполнительной власти и их подразделений. Такие материалы нередко являются ценными историческими свидетельствами об утраченных колоколах и их наборах. Четвёртым типом документов, крайне редким и ценным, являются материалы, имеющие непосредственное отношение к самому процессу звона: воспоминания исполнителей звоны звона и тех, кто присутствовали во время исполнения звона, всевозможные записи из архивов звонарей и исследователей колокольной культуры прошлого, иногда анонимные описания исполнительского процесса с указанием музыкально-технической стороны. Одним из уникальных письменных памятников истории звона является звонарский устав Оптиной пустыни, имеющий заголовок «О должности звонаря и изъяснение о времени и порядке благовеста и звона в колокола к службам Божиим и другие случаи в продолжение года: (Книга,) составленная для Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1843 году» (Российская государственная библиотека). Печатные и рукописные Чиновники и Обиходники XVII в., включающие указания о звоне, значительно уступают этому документу в обстоятельности изложения и не имеют описания технической стороны звона.

 



 
PR-CY.ru